В Мариинском театре исполнят волшебную оперу Римского-Корсакова «Млада»

В Концертном зале Мариинского театра 13 апреля 2020 года прозвучит опера Николая Римского-Корсакова «Млада».
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд
Loading...
Место: Мариинский театр
Опера-балет
Опера-балет "Млада" Николая Римского-Корсакова. Фото: сайт Мариинского театра

В Концертном зале Мариинского театра 13 апреля 2020 года прозвучит опера Николая Римского-Корсакова «Млада». На сцену выйдут Вадим Кравец (Мстивой), Анастасия Щеголева (Войслава), Сергей Скороходов (Яромир), Владислав Куприянов (Вегласный жрец Радегаста), Анна Кикнадзе (Морена), хор и симфонический оркестр Мариинского театра.

Действие оперы происходит в Х-IX веках в славянских землях Балтийского поморья, в городе Ретре близ Лабы (Эльбы) и поражает своим размахом. Волшебная опера-балет «Млада» на сюжет из языческих времен западных славян была задумана в 1872 году археологом и искусствоведом, директором Императорских театров Степаном Гедеоновым как коллективный труд композиторов Кюи, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина и Минкуса, но в такой форме она так и не увидела света рампы.

Идея вернуться к позаброшенному либретто Виктора Крылова всплыла спустя 17 лет, на мемориальном вечере в память о Бородине, где собрались его музыкальные соратники. Римский-Корсаков с энтузиазмом ухватился за предложение, высказанное его учеником Анатолием Лядовым, и принялся за новую «Младу» (оркестровал он и бородинский финал версии 1872 года). В ход были пущены впечатления, полученные композитором на Парижской выставке летом 1889-го, где он услышал цевницу (флейту Пана) и подглядел танец девочки с кинжалом под звуки большого барабана: эти эффекты Римский-Корсаков использовал для сцены плясок у царицы Клеопатры, добавив для экзотичности колорита еще лиры и малые кларнеты. Фантазию композитора, по всей видимости, подхлестнула и встреча с вагнеровской тетралогией, которую в сезоне 1888–1889 годов в Мариинском театре впервые показала антреприза Анджело Ноймана.

Как и Вагнер, Римский-Корсаков в «Младе» имеет дело с архаикой, праисторией, богами и прочими сверхъестественными существами. Очевидны не только сюжетные параллели (проклятое кольцо, заключительный апофеоз, включающий бурю, наводнение вместе с гибелью Ретры и шествие светлых богов по облакам), но и музыкальные: вступление к третьему действию – «Ночь на горе Триглав» – рифмуется с вступлением к «Золоту Рейна».

Героиня, чьим именем названа опера-балет, умирает еще до начала действия. Она является возлюбленному во сне, чтобы изобличить свою убийцу, Войславу, и спасти князя Яромира. Следуя за тенью бессловесной Млады (мимическая роль), читай – сильфиды, герой оказывается на горе Триглав, среди блаженных теней, танцующих «Фантастическое коло»: подобно царству блаженных теней в «Баядерке», оно тоже исполнялось кордебалетом мариинских танцовщиц в белых пачках.

Большие танцевальные сцены, яркие звуковые фрески воссоздают жизнь древних славян, их обряды и быт. Партитура «Млады» едва ли не самая изощренная и сложная во всем наследии композитора. На театральных подмостках это произведение появляется крайне редко. Поставленная впервые в Мариинском театре при жизни композитора, «Млада» ушла из репертуара после шести представлений. На этой сцене она появлялась в 1923 году, а в следующий раз – лишь на юбилейных торжествах в честь композитора в 2004-м.


Новости партнеров