Мелкая моторика: что это и зачем нужно

Контролировать движения рук и пальцев важно, поскольку от этого зависит выполнение повседневных задач. Без координации и точности не застегнуть пуговицы, не завязать шнурки и не удержать столовые приборы, не говоря уже о ручках с карандашами или пазлах с конструкторами. Как же тогда учиться письму, развивать логическое мышление, заниматься творчеством и, наконец, становиться самостоятельным и взаимодействовать с окружающими?

На что влияет развитие мелкой моторики

Оглавление

Мелкая моторика — важное составляющее всестороннего развития ребенка. На кону по меньшей мере пять главных аспектов:

  • Физический, заключающийся в силе и ловкости, для которых нужны крепкие мышцы кистей и пальцев.
  • Когнитивный — манипуляции с небольшими объектами стимулируют зоны мозга, ответственные за речь и письмо, что, в свою очередь оказывает влияние на языковые навыки.
  • Эмоциональный — уверенность в себе и способность управлять стрессом.
  • Социальный — общение и сотрудничество с окружающими.
  • Академический — дети должны знать, как планировать и организовывать свои действия, чтобы успешно учиться.

Основа формирования психических процессов

Речь о пяти столпах: внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи. Сюда же необходимо добавить ментальное здоровье и внутреннюю готовность к школе. Иными словами, от мелкой моторики зависит то, насколько умным будет ребенок. Как говорил выдающийся советский педагог-новатор Василий Сухомлинский, истоки способностей и дарований — на кончиках пальцев. Так что мастерства в детских руках должно быть с избытком.

Этапы развития мелкой моторики у детей

На каждом возрастном этапе происходят значительные изменения и достижения.

Так, период от рождения до года характеризуется рефлекторными захватами, когда младенцы только учатся удерживать предметы, а затем тянуться к ним и переносить из одной руки в другую, пользоваться большим и указательным пальцами, выполнять первые «сложные» манипуляции вроде открывания и закрывания крышечек.

К двум годам у детей улучшается координация, они держат карандаш и начинают рисовать, вернее, делать каракули. К трем — выводить линии и круги, а также пытаться листать страницы, нанизывать бусины и вставлять формы в соответствующие отверстия, появляются зачатки самостоятельности (застегивание пуговиц и молний). К четырем — на бумаге уже человечки, а в играх — мелкие детали.

До пяти лет идет подготовка к письму: первые буквы и цифры. Ребенок уже завязывает шнурки и в принципе сам одевается и раздевается, уверенно орудует ложкой и вилкой.

К шести годам он должен уметь написать свое имя, а также пользоваться фломастерами и кистями для создания детализированных изображений и поделок. К семи — выводить короткие слова и предложения, знать, для чего нужна линейка и прочее, что понадобится в школе.

Методы развития мелкой моторики по годам

До трех месяцев в ходу игры с погремушками, массаж и легкие упражнения для пальцев, чтобы стимулировать нервные окончания и развивать чувствительность.

До полугода малыш старается тянуться ко всему, что вызывает интерес и схватить это. Располагать игрушки следует соответствующим образом. А еще они должны быть разными на ощупь: твердыми, мягкими, пушистыми и так далее.

К году в арсенале уже кубики и мячики, которые можно перекладывать и перекидывать как угодно. К двум важно научиться строить башенки, а также собирать несложные пазлы, рисовать, можно пальцами, экспериментируя с движениями рук, или большими карандашами и мелками.

В три года разрешается дать пластилин или глину, чтобы развивать силу и гибкость пальцев. Допустимо пользоваться ножницами (дабы начать оттачивать точность движения), но под присмотром взрослых.

В четыре года у многих уже есть конструктор, помогающий развивать пространственное мышление, широкий ассортимент раскрасок и специальных тренажеров для застегивания пуговиц, кнопок и молний, завязывания шнурков.

Пять лет — время логики, а значит, мозаик посложнее, и аккуратности, добиваться которой можно, делая бумажные аппликации. В шесть родители покупают прописи, в которых дети обводят буквы и пишут простые слова. Креативности способствуют лепка и вышивание, инженерному мышлению — конструирование чего-то поинтереснее «Лего».

В качестве подготовки к школе следует выполнять ежедневные упражнения, например, писать предложения или даже короткие рассказы, пробовать пользоваться специфическими канцелярскими принадлежностями вроде циркуля и приучать себя к ручному труду (рисунки на заданную тему, поделки и прочее).

Развитие мелкой моторики у левшей

Для них действия и движения правшей сродни зеркальному отражению. Отсюда путаница и трудности в обучении. Сложнее всего приходится с письмом, так как дети с другой доминирующей рукой как бы тянут ручку или карандаш, что приводит к размазыванию чернил и усталости кисти. Вот несколько рекомендаций:

  • дайте ребенку быстровысыхающие письменные принадлежности;
  • научите держать их так, чтобы видеть написанное, избегая блокировки обзор рукой;
  • помогите найти удобное положение;
  • приобретите специальные инструменты, учитывающие анатомические особенности;
  • поощряйте использование обеих рук, чтобы сила и координация развивались одинаково;
  • с этой же целью научите регулярным упражнениям (игре на музыкальных инструментах, лепке, рисованию и так далее).

Как часто нужно проводить занятия по развитию мелкой моторики

Развитие мелкой моторики требует постоянства, разнообразия и соответствия возрасту.

Младенцы и малыши: 5-10 минут несколько раз в день: погремушки, мягкие игрушки, простые головоломки, тянущиеся и трясущиеся предметы.

Дети 1-3 года: 10-15 минут два-три раза в день: кубики, пазлы, крупные бусины, пластилин и краски.

3-5 лет: 15-20 минут два-три раза в день: рисование и раскрашивание, вырезание, конструкторы, пазлы.

5-7 лет: 20-30 минут два-три раза в день: письмо и чтение, конструирование, моделирование, сложные мозаики.

Главное — упражнения должны быть интересными и приятными. Не забывайте поощрять и мотивировать. Сложность заданий увеличивайте постепенно.

Роль родителей в развитии мелкой моторики

Только от мам с папами зависит успех. На их плечах заботы по обеспечению всем необходимым и соблюдению безопасности. Помните, что добиться желаемого проще не увещеваниями и раздраженным тоном, а личным примером. Заниматься с ребенком следует постоянно, но последовательно, а упражнения лучше продумать заранее. В конце концов, их можно органично вплести в повседневную жизнь. И вообще что может быть лучше совместного времяпрепровождения, которое только укрепляет эмоциональную связь и создает лишь положительные воспоминания и ассоциации с процессом обучения?

Примеры совместных занятий для развития мелкой моторики

  • Рисование (или раскрашивание). Родитель может показать, как держать карандаш, фломастер или кисть. А еще, так сказать, дать мастер-класс.
  • Собирание пазла или конструктора. Каждое действие можно комментировать. Главное — не срываться в гонку «кто кого».
  • Кулинария. Имитация с пластиковыми сковородками и кастрюльками на кукольном столике или настоящее приготовление несложных блюд, скажем, бутерброда.
  • Рукоделие. Вместе сделать красивую аппликацию, новое платье для Барби или салфетку на кухню.