Петербургские власти каждый год ставят себе в задачу прием как можно большего количества туристов. Однако приезжающих в Северную столицу продолжает встречать устаревшая инфраструктура — переполненные вокзалы, единственный автовокзал, а речного вокзала нет вовсе.

РЖД представила долгожданную концепцию развития петербургского железнодорожного узла, но о перспективах вокзальных комплексов сказано немного — лишь общие слова о благоустройстве и модернизации. Планируется «комплексно развивать» территории, примыкающие к Московскому, Витебскому и Ладожскому вокзалам.

Больше других в обновлении нуждается именно Московский вокзал, на который приходится большая доля приезжающих. Растущий турпоток должным образом не обслуживают ни зал ожидания, ни парковка, ни городской транспорт. Когда-то в похожей ситуации находился и аэропорт «Пулково», однако было принято волевое решение о его реконструкции и расширении. Сейчас воздушная гавань обслуживает более 18 млн человек в год.

РЖД тем временем продолжает закупать новые поезда и увеличивать количество «Сапсанов» между двумя столицами, не замечая, что пассажирам нужно нечто большее, чтобы комфортно добраться до дома, чем пройти сквозь стену.

В Комитете по развитию туризма «Мойке78» сообщили, что не получают жалоб ни от приезжающих в город иностранцев, ни от их туроператоров, поэтому не  видят смысла обращаться в РЖД с просьбами о расширении или модернизации вокзала. Туристические компании волнует лишь отсутствие парковки для автобусов на привокзальной площади.

Однако если планам о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) суждено сбыться, без нового комплекса в районе Московского вокзала будет не обойтись.

По данным ГКУ «Агентство внешнего транспорта», круизно-речной пассажиропоток в прошлом году вырос на 10%, но заходы судов в город почти не увеличились (всего +1%). У Петербурга нормального речного вокзала нет уже семь лет — с тех пор, как здание на проспекте Обуховской Обороны снесли ради новой высотки и оставили лишь несколько причалов.

Такая инфраструктура не может считаться комфортной и безопасной, и принимать современные круизные суда с большой осадкой она не способна, признали в Комитете по транспорту, отвечая на запрос «Мойки78».

Однако построить новый вокзал на месте причального комплекса нельзя: причалы — федеральная собственность и сданы в аренду. Кроме того, углубление дна на участке невозможно в принципе, подчеркнули в ведомстве.

Три года назад комитет по транспорту подготовил «предварительные проработки создания инфраструктуры нового комплекса». С идеей создания речного вокзала в Рыбацком носился и бывший глава комитета по туризму Андрей Мушкарев.

На прошлогоднем ПМЭФ он объявил, что у города на примете есть несколько инвесторов из банковской среды. Старт строительства планировали на 2019 год, однако руководство профильных комитетов сменилось и проект застрял на стадии обсуждения.

С точками приема междугородних автобусов тоже не заладилось. В 2018 году автовокзал на Обводном канале обслужил чуть более 900 тыс. пассажиров. Новый автовокзал «Южный» будет способствовать развитию туристического потенциала, уверяла год назад тогда еще глава Комитета по инвестициям Ирина Бабюк.

Инвестору — ООО «Вернисаж», успели присвоить статус стратегического. На этой стадии проект забуксовал. В его целесообразности усомнился новый «транспортный» вице-губернатор Эдуард Батанов. Он заподозрил, что инвестор имеет гораздо больший интерес к строительству торгового центра, чем к самому вокзалу. Землю под объект так и не выделили.

В пару к «Южному» автовокзал предполагалось построить «Северный» — для рейсов из Карелии, Мурманска и Финляндии. Вероятно, его история и стала источником сомнений Эдуарда Батанова — торговый центр на «Парнасе» стоит давно, а вокзала как не было, так и нет.