Ни один из российских продуктов не может на законном основании использовать экомаркировку. К такому выводу пришли законодатели Петербурга и решили оградить горожан от маркетинговых уловок производителей. Как сообщила Мойке 78 депутат Законодательного собрания Петербурга Надежда Тихонова, профильная комиссия по экологической безопасности населения городского парламента намерена разработать поправки в федеральный закон «О продовольственной безопасности» и направить их в Госдуму. Задумались в парламенте и о региональном законодательстве на эту тему.

«Сегодня зеленые листики или слова «органик» и «эко» на упаковки продуктов лепят все, кому не лень, но никакой законодательной базы, которая регулировала бы эту сферу, в России нет. Более того, у нас вообще нет понятия «экопродукт» и не определено, как именно он должен производится. То есть, покупая товар с подобной маркировкой, человек, скорее всего, просто «клюет» на маркетинговую уловку, которая позволяет производителю существенно поднять цену на товар. А это уже недобросовестная конкуренция», – говорит депутат.

О сертификации экологически чистых продуктов в России задумались лишь в прошлом году, хотя мода на них, равно как и на здоровый образ жизни, давно стала мировым трендом. Несмотря на полное отсутствие законодательной базы, рынок органической продукции в России составляет по разным оценкам от 150 до 200 миллионов долларов в год, а потенциально может «потянуть» на 6-7 миллиардов.

Сегодня сертификация органических продуктов для производителей – дело добровольное. Именно так ее рассматривает действующий с 1 января 2017 года ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства». Есть еще Национальный стандарт по органической продукции, который введен с 1 января 2016 года, но в следующем году его заменит Межгосударственный стандарт «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации».

– На рынке уже встречаются единичные случаи сертификации по госстандарту, но в отрыве от федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции», который пока не принят, для производителей такая сертификация не очень актуальна, – пояснила Мойке 78 руководитель направления «органик-сертификации» Экологического союза Санкт-Петербурга Ксения Фирсова.

Законопроект об органической продукции, который сделает сертификацию обязательной, вот уже несколько лет находится на рассмотрении в Госдуме. По мнению некоторых экспертов, принят он будет не раньше 2018 года.

«Здесь не нужно изобретать велосипед, достаточно посмотреть на опыт наших соседей – той же Финляндии, где действуют понятные правила сертификации органических продуктов», 

– говорит Надежда Тихонова.

Пока наши законодатели разбираются в опыте европейских стран и придумывают, как перенести его на российскую почву, в России действует несколько частных органических стандартов, предлагающих производителям добровольную сертификацию. Один из них разработан Экологическим союзом Санкт-Петербурга. Стоит процедура получения такого знака недешево – от 70 тысяч рублей, плюс ежегодный контроль, который обойдется производителю в сумму, равную первоначальной сертификации. 

В идеале проверке на экологическую чистоту подлежит все – от земли, на которой расположено производство, до упаковки и транспорта, в которых продукт отправится в торговлю. Понятно, что эти расходы автоматически закладываются в стоимость продукции. Но поскольку потребитель готов платить за экологически чистые и натуральные продукты, многие производители  просто ставят на свой товар маркировку «эко», пренебрегая такой мелочью, как добровольная сертификация.

 Тем более, что украшение своих товаров экомаркировкой им ничем не грозит все по той же причине – отсутствия законодательства. И еще долго грозить не будет, судя по потому, что обсуждение законопроекта об органической продукции в Госдуме длится уже около 10 лет.