Придуманная Смольным для борьбы с фальсификацией и низким качеством продуктов система добровольной сертификации «Петербургская марка качества» (ПМК) так и не нашла дорогу к сердцам потребителей. По словам производителей, которые стали участниками проекта, в Петербурге о ПМК практически никто не знает, несмотря на рекламу.

Официально запуск проекта ПМК состоялся в конце 2015 года. Точнее перезапуск, так как первые попытки учредить городской знак качества предпринимались администрацией Петербурга еще в 2006 году. После возрождения проекта осуществлять сертификацию товаров и услуг поручили подведомственному Смольному ГБУ «Центр контроля качества» (ЦКК), а прошедшие сертификацию товары предложили украшать новым логотипом ПМК – грифоном, срисованным с тех, что украшают Банковский мост через канал Грибоедова. 

Этот грифон и сыграл злую шутку с создателями проекта. По словам Евгении Липатовой, руководителя отдела маркетинга компании «Петрохолод», известного производителя мороженого, их собственные исследования показали, что петербуржцы ассоциируют данный логотип с  Экономическим университетом или ФИНЭКом, как привыкли его в городе называть. И немудрено – логотипом учебного заведения также является знаменитый грифон.

«Сама идея «Петербургской марки качества» хороша, но пока понятна только профессиональным покупателям – торговые сети считают факт добровольной сертификации плюсом, и для нас ПМК стала конкурентным преимуществом. Но вот обычные покупатели об этой марке качества ничего не знают», 

— говорит Евгения Липатова.

При этом нельзя сказать, что проект ПМК рекламируется мало — скорее, неудачно.

«Я видела рекламу этого проекта на улицах Петербурга и в метро, но она совершенно неинформативная и не дает потребителю понимания, как именно проходит сертификация и почему товары с таким знаком лучше остальных», — говорит президент ассоциации «Выбор потребителя» Елена Козьякова. 

На данный момент, если верить сайту ЦКК, право размещать логотип «Петербургской марки качества» на упаковках своих товаров получили 11 компаний. Но торопиться искать значок на пачках молока, масла или мороженого не стоит.

«Мы только начинаем вносить изменения в упаковку нашего мороженого, до этого использовали старую, заказанную еще до получения ПМК», — объясняет Евгения Липатова. 

Однако Елена Козьякова видит причину в другом. С ее точки зрения, производители не торопятся размещать логотип «Петербургской марки качества» на своих товарах как раз потому, что знак совершенно не узнаваем. «Видимо, они не считают ПМК престижной и способной повысить продажи товаров», — предположила глава «Выбора потребителя».

Несмотря на то, что торговые сети, участвующие в проекте, стараются выделять сертифицированные товары, на выбор конечного потребителя это практически никак не влияет, подтверждает слова Козьяковой представитель «Петрохолода». «Торговая сеть «Лента», например, логотип ПМК размещает в держателях ценников, так что товар заметен, но поскольку потребитель не знает, что такие продукты прошли специальный контроль качества, то и знак этот им ни о чем не говорит», — отмечает Липатова.

Между тем, добровольная сертификация для производителя отнюдь не бесплатная, хотя и не требует заоблачных сумм. Процесс сертификации включает в себя выезд экспертов ЦКК на производство, его аудит, а также контрольную закупку и экспертизу продукции кандидатов на получение ПМК. Производитель платит за лабораторные испытания порядка 30-35 тысяч рублей.