На открытии Первой всероссийской ярмарки одежды, обуви и текстиля, которая проходит в Петербурге с 23 сентября по 6 октября, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов в очередной раз повторил, что город должен стать центром российской и мировой моды. С идеей создания в городе на Неве кластера легкой промышленности чиновники носятся уже давно, и в конце 2016 года даже обещали, что к середине года нынешнего в центре Петербурга появится бизнес-инкубатор, в котором разместятся несколько десятков швейных предприятий и бутики. 

Сообщалось также, что созданием кластера петербургские чиновники не ограничатся и реализуют программу обновления легкой промышленности, выделив на эти цели аж 300 миллионов рублей. В феврале этого года проект превращения Петербурга в центр мировой моды был согласован с губернатором Георгием Полтавченко и получил статус приоритетного. В июне на Петербургском международном экономическом форуме сообщалось, что Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга разработал план мероприятий, включающий – помимо создания кластера – еще и единую информационно-коммуникационную инфраструктуру участников рынка, а также продвижение петербургских модных брендов в России и за рубежом. 

«Не хочу быть пессимистом, но пока 80% этой программы – это пиар», – рассказала в беседе с «Мойкой 78» директор Союз производителей легкой промышленности Светлана Молчанова. – «Да, есть кластерное соглашение, которое подписали 40 предприятий и 3 профильных вуза, но что будет делать КРППР дальше – я не знаю. Ведь что такое кластер? Это наука, образование и производство. А мы даже не можем собрать с наших предприятий данные о том, какие специалисты им будут нужны через пять лет, чтобы сформировать заказ на обучение студентов. Сейчас в тот же Институт дизайна и технологий нет конкурса – все хотят быть дизайнерами и никто не желает учиться на конструктора или технолога».

Отсутствие квалифицированных кадров – не единственная и не сама «больная» проблема легкой промышленности Петербурга. По словам Светланы Молчановой, 80 процентов предприятий работают на старом, оставшемся еще с советских времен оборудовании, и, что самое печальное, не хотят и не могут по экономическим соображениям его обновлять. И хотя петербургскую «прописку» имеют многие известные бренды, но их производство расположено за рубежом.

«Чтобы шить шубы, нужно развивать зверохозяйства. Чтобы шить одежду – нужно собственное производство тканей или хотя бы снижение пошлин на импортные. Но главное, нужно понять, что мы хотим – получить еще больше дизайнеров или развивать легкую промышленность? Если легпром, тогда требуется создать производителям условия – хотя бы существенно снизить налоги лет на 5-10. Мы сегодня не производим ни швейных машин, ни иголок, но у нас будет кластер!» 

– продолжает Светлана Молчанова.

Скептически относится эксперт и к планам увеличения количества рабочих мест в этой отрасли.

«Ну посадят в отдел, который в комитете занимается легкой промышленностью вместо трех человек, как сейчас, 80 – вот вам и увеличение. Утрирую, конечно, но это недалеко от истины», – говорит Светлана Молчанова.

Между тем, согласно программе превращения города в центр модной индустрии, Смольный намерен к 2020 году довести количество швейных предприятий до тысячи (сейчас их около 500), а объем произведенной ими продукции до 10,1 миллиарда рублей.