Петербургский трамвай празднует юбилей – самому народному виду транспорта исполнилось 110 лет. Сегодня в центре города весь день будут проходить праздничные мероприятия, выставки и концерты.

На Кронверкском проспекте и в Александровском парке пройдет Большой трамвайный праздник — «От конки до трамвая». Здесь выступят заслуженная артистка России Татьяна Буланова, а капелла-коллектив PLUSFIVE, скрипичный дуэт IVning, чемпион Европы шоу-балет Break Masters, другие популярные артисты. Особым подарком гостям праздника станет премьера песни «Петербургский трамвай».

А на Кронверкском проспекте откроется выставка вагонов разных эпох о – от «прабабушки» трамвая конки до самых современных транспортных новинок. Также здесь откроется фотовыставка, участники которой соревнуются в трех номинациях – «Трамвай в городском пейзаже», «Трамвай и горожане», «Моя история о трамвае». Работы детей выделены в категорию «Трамвай глазами ребенка».

С праздником работников Горэлектроранса поздравили известные петербуржцы. Так, народный артист РСФСР Михаил Боярский рассказал, что он в детстве часто ездил на трамвае, начиная ещё с вагонов с  открытыми площадками. Его даже иногда пускали к вожатому. «Я практически научился водить трамвай «вприглядку», даже помню надпись «Остерегайтесь юза», — признался всенародно любимый д’Артаньян. «Я желаю, чтобы этот самый популярный вид транспорта оставался в Петербурге, сохраняя историческую память. Поздравляю всех, кто имеет отношение к празднику, в том числе, от лица благодарных пассажиров, поскольку каждый петербуржец пользовался трамваем», — сказал он.

Писатель Михаил Веллер, автор знаменитой книги «Легенды Невского проспекта», напомнил, что на рубеже ХХ века Петербург был  столицей и самым «продвинутым городом» Российской империи. Поэтому в Петербурге «впервые трамвай и пошёл». «И вот когда трамвай, как электрический символ прогресса XIX-XX века, только появился, то это было что-то! Ну, понятно, что человеку не очень богатому (для очень богатых вскоре появились автомобили), человеку попроще, покатать девушку на трамвае – это уже было своего рода народное  пролетарское развлечение», — добавил писатель. Он напомнил о работе ленинградского трамвая в годы войны и блокады, хотя эти истории – «в основном страшные, не приведи Боже пережить такое ещё раз».

«Я жил когда-то на Садовой улице, угол Апраксина… И до сих пор помню этот звук, когда уже в полночь город затихает, и вот по улице нарастает металлический смежающийся вой – не то рушащийся пикирующий бомбардировщик, не то ещё что. Это издалека, по каменной траншее улицы, идёт трамвай. Звук непередаваемый! Ходил там 3-й и 14-й трамвай,  ходили ещё несколько, а сейчас, наверно, ничего нет. Говорите, тройка вернулась на Садовую и Троицкий мост? Это прекрасно, был очень рад от вас это услышать!», — сказал Веллер.

«Трамвай — это наша история. Перевезено столько людей, сделано столько хороших дел, и всё это доставило столько удобств и радости людям, что всех, кто работает, причастен к трамваю, можно от всей души поздравить, пожелать доброго здравия, и понадеяться, что трамвай проживёт ещё достаточно долго, чтобы мы с ним жили!», — заключил он.

Первый зампред комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, чемпион мира по боксу Николай Валуев признался, что трамвай – это первый вид транспорта, который поразил его в детстве. «Мы жили на Шаумяна, и на трамвае всегда доезжали до детского сада. Я помню, трамваи тогда были ещё те, старые, с деревянными сиденьями как в электричках. В трамваях прошла немалая часть моей жизни, потому что я ездил на них и на тренировки, и в школу», — рассказал Валуев.

«Трамвай – это символ Ленинграда и Санкт-Петербурга, визитная карточка, и я надеюсь, что трамваи всегда останутся в моём родном городе. Искренне поздравляю с юбилеем, желаю трамваю и дальше оставаться символом, видоизменяясь только к лучшему!», — сказал он.

Накануне губернатор Петербурга Георгий Полтавченко также поздравил работников трамвайного парка города с праздником. По его словам, в ближайшее время город получит 30 новых трамваев. Уже в этом году на улицах появятся трамваи производства Октябрьского электровагоноремонтного завода. Также заключён договор с филиалом «ЦНИИ СЭТ» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» о разработке совершенно нового трамвая с использованием водородного топливного элемента. Глава города отметил заслуги молодеющего коллектива Горэлектротранса, который «не мыслит себя без нашего города, не мыслит себя без трамвая».

Петербургский трамвай сегодня – это:

…39 маршрутов

…476,3 км маршрутной сети

…531 единица ежедневно выпускаемого на линию подвижного состава

…в среднем почти полмиллиона пассажиров в день

…5 трамвайных и 1 Совмещённый трамвайно-троллейбусный парк

…48 конечных пунктов и разворотных колец

…4:37 — самое раннее начало движения (к/с «Московские ворота», маршрут № 43)

…0:37 — самое позднее окончание движения (к/с «Старая Деревня», маршрут № 18)

…23,65 км – длина самого протяжённого маршрута (№ 7)

…3,9 км – длина самого короткого маршрута  (№ 62)

…86 тяговых подстанций, обеспечивающих электроснабжение контактной сети трамвая и троллейбуса, в том числе 7 трамвайных тяговых подстанций

…556 км 150 м. контактной сети трамвая 

…623 км кабельной сети трамвая 

…244 автоматические стрелки трамвая

…499 пересечений типа «трамвай – троллейбус»

…5 линейных дистанций

…1669 водителей трамвая на пассажирском подвижном составе.