Сергей Наумов, специалист по политическому пиару:

Если говорить непосредственно о технологиях, то если присмотреться — Навальный не делает ничего особенного. Информация о его акциях грамотно вбрасывалась в Интернет — СМИ, дескать, «не ходите на акции Навального». Что еще нужно сделать, чтобы оппозиционно настроенные граждане на эти акции пошли? Заодно можно выявить и сформировать список особо активных оппозиционеров.

Да, Навальный создает актуальные информационные поводы, но подогревают тему, собственно, его оппоненты, которые начинают яростно это опровергать и подавать в суд. Его акции запрещают, его обливают зеленкой… Это кто создает эти новости? Навальный, что ли, сам себя обливает и запрещает свои митинги? Но, собственно, главный вопрос в другом — откуда Навальный берет информацию о людях и кампаниях такого уровня? Вы себе представляете уровень служб безопасности людей, о которых он пишет?

Никто не сделал больше для пиара Pussy Riot, чем наше государство, примерно то же самое происходит и с Навальным. Я как человек политически корректный не хотел бы развивать эту мысль дальше. У нас проходят мимо важнейшие новости страны, зато все знают, что Навальный проводит митинги. Да, формально сегодня Навальный – это оппозиция действующей власти, вопрос в том – это управляемая оппозиция или реальная. В какой стране живут его PR-специалисты, в России или за рубежом. Этот вопрос представляется наиболее интересным.

За счет Навального создается ощущение политической борьбы, наличия оппозиции, иначе было бы совсем скучно. К тому же мы всегда можем ответить Западу, который обвиняет нас в отсутствии демократии: «Смотрите, вот ваш великий оппозиционер Навальный баллотировался, но проиграл в честной борьбе». Хотя он и так бы проиграл, даже если бы для его митингов расчистили все площади Петербурга. Нравится это кому-то или нет, но если смотреть на вещи объективно — реальная поддержка избирателей сегодня есть только у Путина.