«Газпром» продолжает строить разветвленную сеть спортивных обществ под единым брендом «Зенита». На этот раз появился гандбольный клуб. Специалисты по спортивному маркетингу скептически оценивают попытку популяризировать с помощью известного футбольного бренда непопулярные виды спорта.

«Я разговаривал с Алексеем Борисовичем Миллером, ему идея очень понравилась, он ее поддержал. Я думаю, что это (создание клуба) произойдет в ближайшее время», 

– сообщил ТАСС вице-премьер и председатель попечительского совета Федерации гандбола России Дмитрий Рагозин.

В Петербурге уже существует гандбольный клуб – «Университет Лесгафта – Нева». Не исключено, что новый будет создан на его базе. Такое развитие событий не исключил глава Федерации гандбола России Сергей Шишкарев.

До недавнего времени «Зенит» в городе был один – футбольный. Ну и еще его фарм-клуб «Зенит-2», где играет молодежь, не попадающая в состав своего большого брата. Но с недавних пор для «Газпрома» клонирование «Зенитов» стало идеей фикс. Наиболее ярко это проявилось при создании одноименного баскетбольного клуба. Напомним, что в Петербурге был клуб «Спартак», что в рамках культивируемой в последние годы вражды с красно-белым клубом воспринималось, мягко говоря, алогично. Именно поэтому петербургский баскетбольный «Спартак» не был переименован. Он был просто ликвидирован! А вместо него в Петербург в 2014 году был перевезен подмосковный «Триумф» – с игроками и тренером, который и стал «Зенитом». Понятны причины, по которым это было сделано. Механическое переименование сохранило бы преемственность со «Спартаком». Новый же БК «Зенит» начал с белого листа.

С тех пор в городе появился появился волейбольный «Зенит», мини-футбольный. Все они объединены едиными цветами и, естественно, одинаковым зонтичным брендом. Пока руководство «Газпрома» не раскрывало своих творческих планов. Вполне возможно, что они получат продолжение.

Настоящей же революцией будет, если «Газпром» посягнет на хоккей. До сих пор единственным большим клубом в Петербурге, который не попал в зону его влияния и, таким образом, сохранил свое историческое название, был СКА. Он находится под контролем братьев Ротенберг и Геннадия Тимченко. Отношения между клубами дружеские. Что позволяет торговать атрибутикой в фирменных магазинах «Зенита» и СКА. Чего никогда невозможно представить для атрибутики, скажем, «Спартака», пусть и петербургского. К слову, петербургское футбольное «Динамо» (выступает в ФНЛ, второй по силе российский футбольный дивизион), которое в перспективе хочет попасть в РФПЛ, также контролирует Борис Ротенберг.

В мире не так много примеров, когда один клуб создает зонтичный бренд для многих команд. Например, у мадридского Real есть баскетбольная дочка. Единственное исключение из этого – австрийская корпорация Red Bull. Она называет, кажется, своим именем все, до чего может дотянуться. В результате у нее несколько футбольных клубов, хоккейных, даже две команды в «Формуле 1», команды в «Формуле 2», «Формуле 3» и т. п. Всего около 30 команд. Но все это все-таки, справедливости ради, происходит в разных странах и на разных континентах.

Отметим, что «Газпром» пытается привить на российскую территорию не только европейский опыт, но и чисто американский. В Европе не принято перед матчами устраивать дорогостоящие шоу для болельщиков. Однако на арене «Санкт-Петербург», «Сибур Арене» и т. д. это вошло уже в правило. Например, во время матча с «Локомотивом» 29 октября на стадионе пройдет фестиваль «О, да! Еда!».  

Что уже «озенитчено»

Футбол: «Зенит», «Зенит-2», минифутбольный клуб

Баскетбол: Подмосковный «Триумф» переехал в 2014 году Петербург, легендарный петербургский баскетбольный «Спартак» вынужден был прекратить существование и стал возрождаться только в этом году.

Гандбол: создается команда

Волейбол

«Мойка78» разослала вопросы о целесообразности развития зонтичного бренда «Зенита» в несколько спортивных маркетинговых агентств. Однако ни в одном из них не рискнули говорить об этой ситуации. В неофициальной беседе компании, связанные со спортивным маркетингом, скептически оценивают инициативы «Газпрома». По их мнению, это полностью инициатива одного человека – председателя правления компании Алексея Миллера.

«Алексей Борисович спит и видит, что сделает из «Зенита» глобальный, всеохватывающий бренд. Никаких разумных возражений на эту тему он и слышать не хочет. Нельзя сказать, что это сильно повредит «Зениту» футбольному. Но болельщикам это не нужно. Да и переименованным командам вряд ли поможет стать популярными. Еще удивляюсь, что он (Алексей Миллер. – Прим. ред.) не вышел с инициативой переименовать СКА. И не исключаю такого развития ситуации в будущем. Даже несмотря на то, что СКА формально «Газпромом» не контролируется», 

– рассказали «Мойке78» в одной из маркетинговых компаний.