В Петербурге неожиданно выяснили, что внедряемая схема проездных оборачивается для города недополученной прибылью. Вредные и жадные горожане вместо того, чтобы покупать дорогие проездные стали, стали покупать дешевые, рассчитанные изначально на туристов.

О промашке с ценообразованием сообщил глава Комитета по транспорту Александр Головин. По его словам, городской администрации необходимо пересмотреть тарифную политику, так как горожане стали слишком много экономить. Соответствующие заявления были сделано во время нулевых чтений бюджета в Законодательном собрании.

Выяснилось, что за 9 месяцев 2017 года — после того как цены на разовые билеты в городе выросли на треть — продажи электронных проездных подскочили почти на 19% по количеству и на 7% в денежном выражении. Выручка от пополнения единых билетов достигла 10,6 млрд рублей, что в 1,5 раза больше показателя за 2016 год.

Сейчас 83% поездок на наземном транспорте в Петербурге оплачиваются с помощью электронной карты «Подорожник» и льготных карт. Новые билеты на 90 минут занимают лишь 6% трафика, а суточные билеты, доступные на срок от 1 до 7 дней, стали очень популярны. Суммарное количество поездок по этим проездным на 5 и 7 суток с января по сентябрь выросло более чем в пять раз, ими пользуются 42% от всех пассажиров, кто покупает суточные проездные.

Любопытно, что в сезон отпусков продажи пятисуточного проездного – то есть на рабочую неделю – резко упали. Власти признали, что недовольны этой ситуацией. А сам проездной был введен в расчете на туристов.

«Надо править эту ситуацию Мы не для этих целей вводили этот билет, и давайте эту систему пересматривать», 

— заявил Головин.

Как конкретно могут измениться тарифы, пока городские власти не очень себе представляют. Так, в Комитете по тарифам отказались комментировать планы Головина пополнить за счет горожан бюджетные дыры, переадресовав в Комитет по транспорту. В свою очередь в этом ведомстве также не стали комментировать планы по увеличению тарифов и то, насколько жадные горожане «обкрадывают» городской бюджет. 

Отметим, что ценобразование — это очень серьезная наука и может привести к трагичным последствиям. И даже искусство. Не всегда очевидно, что это будет пополнение городских закромов. За  примерами далеко ходить не надо. «ВИМ-Авиа», установившая одни из самых дешевых цен на билеты на рынке, столкнулась из-за этого с дефицитом оборотных средств и финансовыми проблемами. В результате на поддержку «ВИМ-Авиа» и перевозку пассажиров авиакомпании после прекращения ею полетов было потрачено около 600 миллионов рублей. 

В то же время неправильное ценообразование может реально привести к перетоку пассажиров на другие виды транспорта.