Петербургский Музей антропологии и этнографии прокомментировал заявление чеченского лидера Рамзана Кадырова на тему захоронения наиба имама Шамиля Хаджи-Мурата. Глава Чечни считает, что череп, который хранится в Кунсткамере, необходимо предать земле.

Как сообщается в заявлении пресс-службы хранилища, которое попало в распоряжение «Мойки 78», этим вопросом занимается межведомственная комиссия, специально созданная Минкультом.

«По решению МК РФ все материалы работы комиссии до принятия решений имеют гриф «для служебного пользования». Комментировать эти документы администрация МАЭ не имеет права», — говорится в тексте.

Напомним, свою позицию Кадыров озвучил в Telegram. Заявление глава Чечни сделал на фоне скандала вокруг трупа Владимира Ленина. В год 100-летия революции многие политики и общественные деятели заявили, что пришло время убрать тело советского вождя с Красной площади.

«Над телом Ленина трудится целый научно-исследовательский институт. Возле его тела дежурит круглосуточная охрана. Неправильно, что в самом сердце России, на Красной площади, стоит гроб с мертвым человеком», 

— написал он.

При этом Кадыров подчеркнул, что окончательное решение должен принимать президент России Владимир Путин.

Позицию Кадырова поддержала депутат Наталья Поклонская. Она считает, что хранить труп в центре столицы негуманно. 

“Неужели нахождение мёртвого в качестве экспоната для массового обозрения может принести в чьи-то сердца радость и светлые чувства?”, 

— отметила она.

В Кремле ситуацию комментировать не стали, отметив, что на повестке дня она не стоит.

Хаджи-Мурат Хунзахский (1816-1852) — аварский вождь и военачальник, наиб (заместитель, наместник) имама Шамиля. Уроженец Дагестана, молочный брат аварских ханов. Персонаж одноимённой повести Льва Толстого.

После смерти его голову отсекли и отправили в Темир-Хан-Шуру (сегодняшний Буйнакск), в те времена — войсковую столицу Кавказской армии. Это было сделано для того, чтобы местные жители убедились — Хаджи-Мурат мертв. Затем голову – для тех же целей – отправили в Тифлис (Тбилиси) – в ставку наместника. Оттуда ее отослали в Петербург, где череп и хранится до настоящего времени, сначала в Военно-медицинской академии, а теперь – в Кунсткамере.

В конце 1990-х годов кавказская диаспора северной столицы обратилась к руководству Кунсткамеры с просьбой передать череп Хаджи-Мурата для захоронения. Однако диаспоре было отказано, поскольку череп – государственная собственность, которым музей не может распоряжаться.

В Минкульте несколько лет назад была создана спецкомиссия для решения вопроса с черепом. Ее работа все еще продолжается.