День народного единства – самый странный праздник российского государственного пантеона. Если и нашлись такие смельчаки, которые все-таки запомнили его название, то и у них со смыслом праздника будут большие проблемы, сколько бы эта странная смесь орла и трепетной лани не продержалась.

Откровенно придуманная дата вокруг непонятно какого исторического события. Нет, ни в коем случае мы не опровергаем факт завоевания поляками Москвы и ее последующего освобождения ополчением под предводительством Минина и Пожарского. Тем более, смута вещь плохая. Но как говорил покойный Виктор Степанович Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Ни один мало-мальски серьезный историк не будет ручаться, что все описываемые события произошло именно 4-го ноября. Тут возникает и проблема перевода юлианского календаря в григорианский. И какое непосредственно событие – освобождение Кремля, сдачу польского гарнизона, вход ополчения в Китай-город и т. п. – можно считать датой праздника.

Большинство историков сходится во мнении, что секрет установления даты кроется в событиях намного к нам приближеннее, чем 1612 год. Скорее всего, дата была выбрана поближе к 7 ноября – Дню Великой Октябрьской социалистической революции, если вдруг кто забыл. Сознательно ли это было сделано или бессознательно — другой вопрос. Но факт остается фактом – для людей, придумывавших новый праздник, но большую часть жизни искренне отмечавший старый, это было как никогда удобно.

Странным является и названием праздника. Какое единение России может быть на фоне освобождения Москвы? Да еще учитывая, что это мимикрировавший церковный праздник Казанской иконы Божией Матери? А у нас, в России, очень много регионов с неправославным населением.

Все это осложняется еще и тем, что долгое время – с середины 90-х до 2004 года 7 ноября в России именовалось днем согласия и примирения.

Что мы имеем сейчас? Кашу в головах россиян от этого недопраздника. Еще недавно большинство населения считало, что 4-го празднуется день согласия и примирения (следим за руками – этот праздник был 7-го). Всего лишь 8 процентов собирались праздновать День народного единства. Дальше – хуже. Еще через несколько лет более трети опрощенных просто не знали, что празднуют. 10 процентов наивно полагали, что в ноябре вне зависимости от числа празднуют День Великой Октябрьской революции. 

Казалось, за 12 лет ситуация должна была исправиться. Но вот свежий опрос ВЦИОМа. Все по-прежнему очень плохо. Точное название праздника в ходе опроса смогли вспомнить 12% респондентов (при ответе на вопрос без подсказок), однако в целом о том, что он связан с темой единства, сказали 30%. В то же время почти половина граждан (48%) воспринимает этот день скорее как обычный выходной (60% среди москвичей и петербуржцев, 59% среди 35-44-летних). 

Все еще осложняется тем, как принято в современной России отмечать День народного единства – шествиями и митингами. Особенно эти митинги в последнее время полюбились националистам. А уж когда они возьмутся нас всех объединять, мало не покажется.

Ох, но в детстве, 7-го ноября, мы это уже все проходили. Не хватает только гвоздик.