Один закон обходится Петербургу почти в 9,5 млн рублей, а депутат — в 28,5 млн рублей в год.

Почти треть депутатского корпуса не внесла на рассмотрение городского парламента ни одного закона, а одна десятая подписалась под половиной из них. Эти цифры «Мойка78» получила, проанализировав законотворчество депутатов шестого созыва Законодательного собрания Санкт Петербурга.

Всего за 13 месяцев работы Законодательного собрания (ЗС) пятьдесят депутатов подготовили 151 законодательную инициативу. Из них проектов законов Санкт-Петербурга — 129 и проектов постановления ЗС Санкт-Петербурга «О законодательной инициативе о принятии Федерального закона» — 22. Проекты постановлений ЗС, не касающиеся законодательных инициатив, в учет не принимались. Речь идет только о законопроектах как местного, так и федерального уровня.

Законами Петербурга стали 46 из них. Отклонены были всего два проекта. Это означает, что депутаты не хотят делать лишнюю работу и вносят в парламент «проходные» законы, вероятно, заранее прощупывая «перспективы» их принятия. И еще 81 нормативно-правовой акт находится на разных стадиях рассмотрения, в том числе и на стадии подписания губернатором. Из федеральных законодательных инициатив в Госдуму ушло 8 проектов. Остальные рассматриваются.

Впрочем, на Охотном ряду к мнению коллег с мест прислушиваются не часто. Но некоторых депутатов это, похоже, не смущает. К примеру, Анастасия Мельникова и Андрей Анохин увлечены именно федеральным законотворчеством, и им явно тесно в правовом поле Петербурга или оно им просто не интересно. Анастасия Мельникова выступила с пятью законодательными инициативами федерального уровня и одной региональной. Андрей Анохин пока сосредоточил свои силы только на России в целом. Он самостоятельно, что в петербургском парламенте редкость, подготовил 4 федеральных закона.

Заметно, что индивидуальное нормотворчество явно выходит из моды местных законодателей. Они предпочитают работать коллективно — в соавторстве. Авторских законопроектов в парламенте всего 28. Все остальные внесены двумя и более законодателями. Чаще — более. И кто истинный автор проекта, а кто и для чего подписался под чужой работой, можно только предполагать.

Авторский коллектив обычно формируется на основе дружеских связей или взаимных интересов и мало связан с фракциями или партийной принадлежностью. Большинство законопроектов также личная, а не партийная инициатива депутатов. Законотворческие планы во фракциях обычно не обсуждаются.

Соавторов можно разделить условно на несколько категорий. Некоторых включают в соавторы из уважения, чтобы, как признался один из депутатов, сделать «приятно хорошему человеку». Другие просятся сами для количества и улучшения своих законотворческих показателей. Но озабоченных «выработкой» в парламенте не много.

Семнадцать депутатов более чем за год своей работы не внесли в парламент ни одной законодательной инициативы. Среди законодателей с «нулевым» показателем — такие громкие депутаты, как Оксана Дмитриева и Алексей Ковалев. Два законопроекта на двоих у Михаила Амосова и Бориса Вишневского. При этом у Бориса Вишневского пальма первенства по количеству депутатских запросов — 83. От него немного отстает Максим Резник (разработавший четыре авторских законопроекта) — 75 запросов, и Алексей Ковалев, не разработавший ни одного законопроекта, но отправивший 73 запроса.

Отдельным депутатам действительно важно, чтобы законопроект был принят, и тогда они обращаются к влиятельному коллеге, обычно председателю комитета. Как показывает статистика, законопроект с их участием имеет больше шансов на успешное прохождение парламентской процедуры. Чаще всего обращаются к председателю комитета по законодательству Денису Четырбоку. Он и безусловный лидер по количеству внесенных и принятых нормативно-правовых актов как местного, так и федерального уровня. Его подпись стоит под 38 проектами, включая 2 федеральных. Из них 15 уже принято. Авторских законов у Дениса Четырбока всего 3 (все приняты), остальные разработаны в соавторстве.

За ним следует председатель Бюджетно-финансового комитета Максим Яковлев. Его подпись стоит под 16 (5 приняты) городскими законопроектами. Все они подготовлены в соавторстве с другими депутатами. Замыкает тройку лидеров заместитель председателя бюджетно-финансового комитета Александр Тетердинко. В его портфеле 11 законодательных инициатив (5 авторские). Одна из них федеральная. Принято пять. На пятки им наступает и заместитель председателя Комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству Елена Рахова. Она участвовала в разработке 9 проектов законов Санкт-Петербурга, три из которых подготовила самостоятельно.

Возможно, это результат деятельности спикера Вячеслава Макарова (один законопроект в соавторстве) по выстраиванию вертикали власти в системе управления законотворческим процессом. Но, скорее, эта практика сложилась стихийно. В результате 4 депутата подготовили 74 законопроека из 146. То есть выполнили почти половину работы всего депутатского корпуса.

При этом в бюджете Санкт-Петербурга в 2017 году на содержание парламента выделено 1 428 336 900 рублей. Иначе говоря, на каждого депутата  в этом году приходится 28 566 738 рублей. И эта цифра от производительности труда не зависит. Поэтому цена законотворчества пока достаточно высока — каждый законопроект стоит почти 9 459 185 рублей.

Для сравнения: количество проектов законов, внесенных в парламент 6-го созыва губернатором Петербурга Георгием Полтавченко, — 84. Принято 53 из них. Таким образом главный законодатель в Петербурге — это глава исполнительной власти.