Справороссы пожаловались в ведомство Юрия Чайки на бездействие городской прокуратуры, которая отказалась рассматривать их обращение по соглашению о государственно-частном партнерстве при строительстве ЗСД.

Эсеры назвали ответ из прокуратуры Петербурга «незаконным и необоснованным» и потребовали от Генпрокуратуры рассмотреть «факты нарушения законодательства по существу».

Справороссы считают незаконным полученный ими из «конфиденциальных источников» текст концессионного соглашения на строительство и содержание ЗСД между Санкт-Петербургом и ООО «Магистраль северной столицы». Они уверены, что Смольный намеренно скрывает договор от горожан под предлогом коммерческой тайны.

Эсеры также выразили недовольство, что администрация города держит в секрете другие концессионные соглашения, в том числе проект частного трамвая в Красногвардейском районе и аэроэкспресса. В ответах на запросы представители исполнительной власти ссылаются на положения самих соглашений, якобы обязывающих сохранять их в тайне, несмотря на финансирование их из государственного бюджета.

Авторы письма в Генпрокуратуру считают, что заключение соглашения о ЗСД, возможно, было сопряжено со «злоупотреблениями служебным положением и полномочиями вопреки законным интересам общества и государства, но в интересах частных коммерческих организаций». По мнению депутатов, заключенная сделка сопровождается конфликтом интересов между действиями Смольного с одной стороны и интересами петербуржцев, города и страны – с другой.

Как отмечают депутаты, по закону договор должен был быть оформлен как концессионное соглашение, а не как соглашение о государственно-частном партнерстве, так как в первом случае сделка регулируется федеральным законодательством, а во втором – может быть оформлена по правилам, установленным регионом. Распоряжением правительства РФ от 31 октября 2006 года было предусмотрено проведение открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации ЗСД в соответствии с федеральным законом «О концессионных соглашениях». Однако вместо этого городские власти решили заключить соглашение о ГЧП. 

Вопросы у эсеров, в частности, вызывает «компенсация недополученной прибыли». В соглашении есть пункт, по которому город обязан выплатить из бюджета компенсацию концессионеру, если его годовой доход будет меньше, чем прописанный в договоре. Такие условия справороссы считают «дискриминационными, кабальными и заведомо невыгодными для города». По их мнению, они нарушают законные интересы петербуржцев.

Депутаты отметили, что в 2016 году компенсация затрат влетела городу в копеечку, составив около 4,5 млрд. руб. Примерно столько же заложено в бюджете по расходам на жилищное хозяйство с 2015 по 2017 год (5,5 млрд. руб.). Кроме того, в 2016 году ОАО «ЗСД» получило из городской казны инвестиции в 2,24 млрд. руб. на реализацию долгосрочной целевой программы «Финансирование создания в Санкт-Петербурге автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». Между тем, федеральное законодательство предусматривает дополнительное финансирование частного партнера только в том случае, если после заключения соглашения в законы вносятся изменения, ухудшающие положение партнера.

Под обращением на имя Чайки подписались депутаты Законодательного собрания Петербурга Алексей Ковалев, Надежда Тихонова и Александр Егоров.