В правительстве РФ активно обсуждаются новые концепции реформирования государственной службы. Сам факт такой дискуссии подтверждает — содержание госаппарата в нынешнем виде обходится государству слишком дорого.

На данный момент правительство рассматривает два основных варианта реформы. Один вариант, предложенный экспертами Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), предполагает жесткое разделение госслужащих на две «касты». Первая — это собственно чиновники: за ними сохранят солидный «социальный пакет», всевозможные льготы и стабильно высокие зарплаты. Но все эти бонусы достанутся лишь высшим госуправленцам, которые принимают ключевые решения в жизни страны. При этом их мотивация должна быть тесно связана со «служением обществу».

А вот чиновникам средних и низших рангов, согласно проекту РАНХиГС, придется работать в условиях, «максимально приближенных к бизнесу». Основную часть зарплаты у них будет составлять оклад, а не непрозрачные надбавки и бонусы, как это происходит сейчас.

Второй вариант реформы госуправления предложен экспертами Минэкономразвития. По мнению подчиненных Максима Орещкина, министерствам и ведомствам необходимо избавляться от иерархии и создавать «плоские организационные структуры». Внутри них чиновники будут на равных позициях работать над тем или иным государственным проектом. Причем в каждом случае у них будет лишь один руководитель более высокого ранга. Особо отличившиеся в такой работе чиновники смогут резко ускорить свой кадровый рост и продвинуться по карьерной лестнице. На этом предложении, по данным СМИ, уже стоит резолюция президента «Согласен». 

Главная причина планируемой реформы очевидна — сегодня государство несет непомерно высокие расходы на содержание своих служащих. По данным РБК, в 2017 году расходы федерального бюджета по статье «Общегосударственные вопросы» (обеспечение деятельности президента, правительства, губернаторов и т.д.) превысили… суммарные расходы казны на образование и здравоохранение. Они составили 1,2 трлн рублей против 946,5 млрд на ключевые социальные статьи. При этом в консолидированном бюджете РФ траты на «Общегосударственные вопросы» и вовсе составляют 1,92 трлн (!) рублей. 

Среди основных затрат на работу госчиновников дороже всего обходится бюджету лидер страны Владимир Путин. На его функционирование в 2017 году в бюджет заложено 15 млрд (!) рублей. На работу Госдумы и региональных парламентов в этом году потратят 13 млрд рублей, а на федеральное и региональные правительства — 6 млрд. Понятно, что бюджетные «расходы на Путина», вице-премьеров и министров никто урезать не будет. Поэтому их коллегам более низкого ранга после выборов неизбежно придется «подвинуться» по деньгам. Как считают аналитики, окончательное решение по этому поводу будет приниматься после выборов президента в 2018-м.