Дмитрий Карпушин, исполнительный директор Института экономической безопасности СПбГЭУ:

Татарстан напоминает нам, что город не равен сумме деревень.

Множество наших представлений о том, как устроены межэтнические отношения, сохраняются у нас в головах только потому, что не сталкиваются с реальностью. Такова, например, идея о том, что в современной стране можно достигать этнического мира, отведя каждой этнической культуре свою территорию. Дескать, вот здесь у нас земля этноса Х, и традиции этого этноса здесь «весят» не меньше, а то и больше общегосударственных норм. А вот земля этноса Y, и здесь общегосударственные нормы и правила отклоняются в другую сторону. Дайте каждому этносу место, где он сможет «порулить» на свой лад – и будет справедливость и мир. 

События последних месяцев в Татарстане в очередной раз показали, что мир так не достигается. 

Напомним: в Татарстане отменено обязательное изучение татарского языка в старших классах. Накал страстей можете себе представить сами. Одни родители сопротивляются этому решению, считая его посягательством на татарскую этническую культуру. Другие, наоборот, приветствуют отмену: если семья не татарская, то нагружать ребёнка изучением татарского языка она не хочет. На одном из родительских собраний, сообщают нам СМИ, дело дошло до потасовки. 

Если придерживаться принципа «этнического раздела территорий», то можно представить себе, куда способен конфликт зайти. Скажем, в одном микрорайоне большинство жителей – татары. Тогда, следуя указанному принципу, в школе этого микрорайона обязательное изучение татарского языка следует сохранить. А в соседнем микрорайоне татар живёт мало. Там школа татарский язык из обязательного перечня уберёт. 

Вы уже догадались? Мы получим два микрорайона, жёстко противостоящих по этническому признаку. Их жители будут ревниво следить за тем, где районная администрация засеяла больше газонов, где открыла новую поликлинику, и куда проложен новый автобусный маршрут. В любой спорной ситуации взрослые будут конфликтовать, а молодёжь – драться. Договориться в целом ряде случаев не удастся, как не удалось договориться родителям на родительском собрании. Это мало похоже на мир. 

Люди оказались в ситуации конфликта помимо воли. Причём мина под добрые отношения была заложена не тогда, когда обязательное изучение татарского языка отменили, а в момент, когда его ввели. 

Почему так? Простого ответа нет, как нет ничего простого в межнациональной сфере. 

Дело в том, что этническое – в каком-то смысле антипод города, его прямая противоположность. Простой пример: этническое считает, что назначить на должность родственника, земляка из своей деревни или хотя бы соплеменника – справедливо. А городская норма требует открытого конкурса на замещение вакансии, и нарушение этой нормы, хоть и встречается сплошь и рядом, для города – всё же нарушение, оно осуждается. 

Город – собрание самых разных этносов, и принцип «в каждой деревушке свои игрушки» разваливает это собрание, что стало очень наглядно на примере событий в Татарстане. Этот развал очень невыгоден всем жителям любой этнической принадлежности, так как двигателем экономики и технического развития является именно город. Поэтому в городах вырабатываются универсальные правила, уравнивающие всех жителей. Понятно, что жители сопротивляются и норовят пропихнуть на вкусные должности бестолковых, но таких родных племянников. Однако на длинных дистанциях городские правила побеждают, потому что они выгодны всем. 

Государство – городское изобретение, и основой государства является именно город. Если государство хочет сохраниться, оно должно стоять на однозначно «городских» позициях, иначе мы с вами всё растащим по микрорайонам и деревушкам. А много деревушек, поставленных рядом, сами по себе города не создадут и Гагарина в космос не запустят. Для таких достижений деревушкам необходимо признать главенство городских норм и влиться в единое целое. 

На фоне изложенного государство, инвестирующее в развитие второго обязательного (по сути государственного) языка на отдельно взятой территории, выглядит, мягко говоря, непоследовательно. Два государственных языка – это некий прообраз «двух государств». 

Нам могут возразить: в Финляндии два государственных языка – финский и шведский, и ничего. Увы, очень даже «чего»: Финляндия тоже не избавлена от межэтнических проблем. Хотите испортить настроение шведу – спросите его, не финн ли он. (А лучше не спрашивайте, зачем портить человеку настроение.) Эта коллизия в СМИ практически не освещается, что очень разумно: иногда нет лучшего способа раздуть межэтнические распри, чем гласность. Однако известные нам примеры Ирландии, Шотландии, бывшей Югославии, Испании с её страной басков и теперь ещё Каталонией достаточно наглядно демонстрируют, что с этническим надо быть предельно предусмотрительным. 

Задача государства – культивировать то, что объединяет. А все эти бесконечные фестивали и смотры-конкурсы народной песни и пляски – если и не вредны, то уж по крайней мере беспомощны перед реальными межэтническими проблемами. Выброшенные (не удержусь) деньги, профилактического эффекта – ноль. 

Значит ли изложенное, что этнические различия надо стереть? Ни в коем случае. Не могу представить Россию, например, без татар – этот замечательный и сильный народ с его культурой есть безусловная и незаменимая часть моей Родины. Как и любой другой народ России. 

Государство может и должно поощрять способность разных этносов на свой лад быть удобными и полезными соседями в составе современного «общегосударственного города», в котором мы все так или иначе живём. Для этого каждый народ имеет свои самобытные возможности. Кто-то хорошо торгует, кто-то хорошо строит. Каждый этнос в состоянии заработать себе повод гордиться своим особенным местом в межэтническом разделении труда. 

А обязательным для изучения в школах языком должен быть только русский. Не потому, что кто-то «хуже». А просто потому, что он – государственный.