Банк России и Росфинмониторинг разработали механизм, по которому банки смогут удалять сведения о клиентах-«отказниках». Речь, правда, идет лишь о тех случаях, когда бизнесмены или рядовые россияне попали в «черный список» из-за «технических ошибок» и «отказов, не связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма». 

По данным Росфинмониторгинга, в начале ноября в «черном списке», составленном всеми российскими банками, числились более 460 тысяч клиентов. Причем с начала 2017-го года этот список вырос более чем вдвое. Специалисты объясняют это двумя тенденциями — перманентным экономическим кризисом, до сих пор влияющим на экономику РФ. А также тем, что россияне именно в этом году (в отличие от двух предыдущих лет) стали активнее брать банковские кредиты.

Сегодня попавшие в перечень компании, бизнесмены и обычные граждане фактически лишаются доступа к банковским услугам — вне зависимости от того, было доказано совершенное ими нарушение или нет. Ни один банк не хочет с ними работать, причем банки могут даже блокировать переводы своих клиентов компаниям и лицам из «черного списка». Хуже всего то, что обжаловать «заморозку» счетов при этом невозможно — механизм исключения из «черного списка» до недавних пор просто отсутствовал.

В итоге в Росфинмониторинг поступило около тысячи жалоб от людей, считающих, что их незаслуженно отстранили от работы с банками. Но это — статистика лишь одного ведомства, а на деле жалоб намного больше: многие россияне просто не знали, куда писать. Поэтому основной поток заявлений шел в Центробанк, аппарат омбудсмена по защите прав предпринимателей Бориса Титова и в сами банки.

Теперь, после создания ЦБ нового механизма, сведения о добросовестных клиентах могут быть исключены из банковских баз данных об отказах. 

«Теперь банки смогут аннулировать направленные в Росфинмониторинг сведения об отказниках, попавших в «черный список» из-за технических ошибок и отказов по подозрению в отмывании криминальных доходов и финансировании терроризма», 

— пояснили в ЦБ. 

При этом самим банкам рекомендовано «определить специальное подразделение или сотрудников», призванных заниматься исключением клиентов из «черного списка» (его Центробанк рассылает по кредитным организациям с июня 2017-го). При этом, считают эксперты рынка, для самих банков процедура исключения клиентов из «черного списка» не будет слишком сложной — подразделения по работе с «проблемными» клиентами уже есть во многих крупных кредитных организациях. 

Кстати, ранее группа самих банкиров выступила сразу с несколькими инициативами по «облегчению жизни» закредитованным клиентам. Они предложили ЦБ обязать банки вычитать из общего дохода «проштрафившегося» гражданина размер прожиточного минимума. А оставшуюся сумму его доходов предлагается взять за основу для расчета посильной долговой нагрузки. 

Еще одно новшество — в том, что любителям брать кредиты придется самим декларировать перед банком все источники своего дохода. А в качестве компенсации за это заемщикам предложат новый способ защиты своих прав. Они смогут судиться с банком, который неправильно рассчитал подъемную финансовую нагрузку и заставил заемщиков переплачивать. Предполагается, что суд в этой ситуации запретит банкирам взыскивать с «отказника» проценты и штрафы по просроченному займу. 

При этом расчетами долговой нагрузки на клиента придется заняться не только крупным банкам, но и микрофинансовым конторам. Ведь по нынешним правилам «микроростовщики» вообще не должны считать и прогнозировать, сможет ли гражданин вернуть долг или нет. Их дело — выдать кредит, а потом требовать с него проценты. Если предложение банкиров будет реализовано, то микрофинансистам тоже придется «взяться за голову».