В Эрмитаже после реставрации представили индийский ароматник
XVII века.
Ароматник был отреставрирован в Лаборатории научной
реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа с помощью Дома
Cartier. До проведения реставрационных мероприятий проводились исследования
металла, камней и мастики старинного сосуда.
Видеоэндоскоп высокого разрешения помог исследовать внутреннюю
конструкцию ароматника. На электронном микроскопе реставраторы изучили
морфологию металла, детально изучили индийскую ювелирную технику «Кундан» и
сделали прорисовку всех элементов и деталей конструкции.
По словам заведующего реставрационной лабораторией Игоря Малкиеля,
современные технологии позволили исследовать технику изготовления могольских
ювелирных изделий. В процессе реставрации была проведена механическая и
лазерная очистка золотой конструкции; восстановлена высохшая мастика, с помощью
которой были закреплены драгоценные камни и жемчуг, а затем камни были
закреплены в гнездах, сообщили в пресс-службе Эрмитажа.
Золотой ароматник, украшенный большими изумрудами и
рубинами, является предметом роскоши из сокровищницы Великих Моголов. Сосуд был
привезен в Петербург в 1741 году в числе даров правителя Ирана Надир-шаха
(1736-1747) двору императрицы Анны Иоанновны. Посольство было отправлено в
октябре 1739 г.
из Дели после захвата города Надир-шахом и разграбления им сокровищницы Великих
Моголов. Через два года драгоценные дары прибыли в Россию. Во второй половине
XVIII в. они находились в основном собрании Эрмитажа Екатерины II.
Подобные сосуды для розовой воды первоначально
использовались в Индии во время совершения религиозных обрядов. При дворе
династии Великих Моголов, правившей Индией с 1526 г. до середины XIX в.,
ароматники превращаются из культовой утвари в бытовые предметы. Ароматник
состоит из двух разъемных частей — округлого тулова и длинного сужающегося
горлышка. Внутри него находится серебряная колба для жидкости.
Вся поверхность сосуда покрыта драгоценными камнями. Узкими
вертикальными рядами рубинов тулово кувшина разделено на восемь полей,
украшенных цветочным орнаментом из изумрудов, обработанных в виде высоких
кабошонов. Самые большие камни покрыты резьбой. Эта редко встречающаяся техника
была известна на Востоке с древности. Место соединения тулова с горлышком
сосуда также отмечено горизонтальным пояском гравированных изумрудов.
Чешуйчатый узор горлышка образован чередованием рубинов и изумрудов небольшого
размера. Декор выдержан в красно-зеленой гамме, характерной для произведений могольского
ювелирного искусства. Изящный кувшин завершен восьмилепестковым венчиком, в
центре которого находится завинчивающаяся пробка с крупной жемчужиной. Она
закрывает округлое маленькое отверстие для кропления розовой водой.