Пять лет назад «Деловой Петербург» был готов скупать активы. Сегодня он мечется по рынку в поиске покупателя.

В конце прошлой недели в СМИ просочилось информация о возможном приобретении «Делового Петербурга» холдингом РБК. Назвать это новостью сложно – последние две недели ДП предлагает себя всем и везде.

Назвать это куплей-продажей еще сложнее – непонятно, кто продается, и непонятно, что покупается. Поэтому если сделка и состоится, ее будет правильнее назвать поглощением. И кто кого поглощает — очевидно даже далеким от медиабизнеса лицам.

Эта сделка — в отличие от ранее анонсированных руководством ДП фантастического захвата изданий «Деловой Петербург» и dp.ru бизнесменом Пригожиным и менее утопичного, но так и не случившегося слияния с НМГ — вполне может состояться. Интересы сторон и их ожидания здесь понятны. Неизвестный собственник ДП хочет сбросить с себя финансовые обязательства и долговую нагрузку. А владелец РБК Григорий Березкин — убрать в Петербурге конкурентов. Именно в Петербурге. На федеральном уровне ДП никакой угрозы РБК не представляет. А заодно и прибрать к рукам клиентскую базу, которую газета накопила с 1993 года.

И логично предположить, что после поглощения заниматься газетой будут именно топ-менеджеры РБК. Все медиахолдинги сегодня идут по пути слияния различных информационных платформ в единую мультимедийную структуру под общим управлением. И создают единую службу новостей для всех своих информационных площадок, а также общий коммерческий отдел, продающий рекламу «пакетом».

Именно по такому пути пошла, к примеру, НМГ, создавшая на базе новостных служб телеканала РЕН ТВ, Пятого канала и газеты «Известия» мультимедийный информационный центр. В условиях жесткой конкуренции иного пути для крупных игроков просто нет. По этому пути пойдет и РБК.

Понятно, и кто встанет во главе объединенной редакции в Петербурге. Это генеральный директор РБК Петербург Евгений Зинин, с 2015 года он одновременно занимает должность директора по региональному развитию РБК.

Зинин ранее работал в «Деловом Петербурге». Кроме того, он имеет опыт успешного управления многими проектами. В том числе и печатными. У него есть и своя команда как журналистов, так и продавцов. К примеру, рекламную службу в петербургском РБК возглавляет Роман Строганов, который более семи лет работал замдиректора по рекламе в «Деловом Петербурге».

Как рассказал «Мойке78» Евгений Зинин, сейчас в команде РБК Петербург 25 человек. С августа по ноябрь было проведено 14 мероприятий — в рамках Winner Club, Премии РБК Петербург, архитектурно-градостроительного Форсайта, Digital city forum РБК и др.

«Кроме того, РБК Петербург является центром региональных компетенций в холдинге, координируя управление франшизными проектами РБК на территории РФ (12 проектов локализованных версий сайта). Кроме того, мы развиваем локальный ТВ-продакшн (врезка через кабельную сеть Ростелекома) в рамках партнёрских проектов РБК+ и издаем журнал РБК+ Петербург (периодичность 5 раз в год)»,

— отметил он.

При этом Зинин не стал отвечать на вопросы, связанные с ДП, ограничившись только информацией по деятельности РБК.

Очевидно, что команда Зинина намного опытнее и профессиональнее специалистов «васюковского призыва». 

Также очевидно, что сайт dp.ru «хлопнут» почти сразу. Развивать его не будут, а содержать незачем. Это конкуренты по всем направлениям. Бумажный «ДП» в том или ином виде еще поработает. Недолго.

РБК уже выпускало в Петербурге деловую газету — весьма неудачно. И руководство компании прекрасно понимает, каких затрат требует содержание бумаги на падающем рынке. Да и ДП последнее время похвастаться особо нечем. Тираж падает. Рекламный рынок сворачивается. И в лучшем случае — из уважения к былым заслугам и шведам — издание на какое-то время сохранится в виде журнала или тонкого еженедельника.  Впрочем  федеральная «Ежедневная деловая газета РБК» успешно выходит.  И ДП вполне может быть интегрирован в нее как региональная вкладка. Но если не случится чудо — к примеру, бурный рост экономики — его все равно ждет тихая кончина.

При этом Григорий Березкин не любит покупать активы задорого. Он обычно перекупает долги. Примером тому может послужить покупка РБК у группы «Онэксим» Михаила Прохорова. Сумма сделки не раскрывалась, но сообщалось, что группа ЕСН выкупила 65% акций и долговые обязательства ПАО «РБК» у группы «Онэксим». Похожая схема, скорее всего, будет применена и при покупке «Делового Петербурга». Несмотря на регулярно показываемую газетой небольшую прибыль, долги у издания могут быть весьма существенными.

В итоге выгоды сторон понятны. Для РБК это устранение конкурента и в качестве приятного бонуса – клиентская база «Делового Петербурга». А реальные собственники ДП, которые до сих пор не названы, скинут с себя долговую нагрузку.