Выдвижение Ксении Собчак в президенты открыло новую страницу в коммерческой истории российских выборов. Как считают аналитики, она вполне может стать наглядным примером того, как в ходе кампании можно не только разориться, но и хорошенько заработать. Причем не только на рекламе коммерческих брендов, но и на лоббировании интересов целых бизнес-групп и общественных движений.

В последние дни шумиха вокруг Ксении Собчак, заявившей о намерении участвовать в выборах президента-2018, немного улеглась. Это неудивительно — девушка-кандидат вовсю готовится «покорять Европу». Как сообщили в ее штабе, на этой неделе она едет в Великобританию, где прочтет две лекции — в Оксфорде и клубе «Открытой России» в Лондоне. Лекцию в Оксфорде телеведущая прочтет для Oxford Russian Club — такое общество существует с 1909-го, и в нем состоит более 300 активных членов. Еще одну лекцию, по данным штаба Собчак, телеведущая прочтет на площадке движения «Открытая Россия» Михаила Ходорковского в Лондоне. Причем послушать ее придет и сам Михаил Борисович. 

Параллельно стало известно, что десятки активистов «Открытой России» намерены работать в региональных штабах Собчак и помогать ей со сбором подписей. Аналитики сделали вывод — поскольку спонсоров кампании Собчак в России пока нашлось немного, девушка-политик решила поискать их за границей. В конце концов, несколько миллионов долларов — не такая уж большая сумма для пусть обедневшего, но все же олигарха. Зато идеи «Открытой России» вскоре будут звучать из уст Ксении на многих российских площадках. Когда бы еще опальный Ходорковский мог получить такую уникальную возможность? 

По мнению аналитиков, примеру Ходорковского могут последовать и другие крупные бизнесмены, «владельцы заводов, газет, пароходов». Недаром же сама Ксения в начале ноября сама разместила обращение в соцсетях, в котором призвала — «вкладывайтесь в мою президентскую кампанию, и мы прорекламируем ваш бизнес». И пусть пока желающих «раскрутить» таким образом свой товар (или свои идеи) не нашлось. Ну так и президентская кампания еще официально даже не началась, поэтому впереди у Ксении — целых четыре месяца на получение больших и, возможно, не вполне официальных доходов. 

Опыт «скрытых продаж» у Ксении Собчак есть, и немалый. По мнению экспертов, сегодня у нее  три основных источника дохода: телепроекты, публичные мероприятия и блогерство. При этом именно блогерство, по мнению многих, приносит ей главные финансовые бонусы. Как известно, заработок блогеров напрямую зависит от числа читателей и подписчиков. После публичного объявления о «походе в президенты» число ее подписчиков в одном только «Инстаграме» выросло на 1,2 миллиона. Было около четырех миллионов — стало 5,2. 

Если взглянуть на посты Ксении в соцсетях, то легко увидеть, что она — жуткая модница и шопоголик. То сумочку купит, то туфельки, то платьице  — покупки у модников не заканчиваются никогда. И все оформлено очень грамотно: фотография, название фирмы-производителя и бутик, где можно купить обновку, «как у Собчак». Каждая из этих покупок приносит Ксюше немалый доход.  По мнению специалистов, при публикациях в том же «Инстаграме» действует такая формула расчета: «миллион подписчиков — 100 тысяч рублей за пост». Но все зависит не только от численности аудитории, но и от «калибра» персоны. У селебрити уровня Собчак  может быть двойной, а то и тройной коэффициент.

Таким образом, после выдвижения в президенты реклама одной сумочки в ее исполнении подорожала с 400 тысяч рублей до 520 тысяч — по числу подписчиков. А если кандидатский статус еще и повысил ее личный коэффициент, то теперь один «пост от Ксюши» в соцсети стоит целых 900 тысяч. Разумеется, выросло и число потенциальных заказчиков. Если раньше такие посты в Ксюшиных соцсетях возникали четыре-шесть раз в месяц, то теперь столько же может быть уже в неделю. 

Согласитесь, не будет ничего удивительного, если Ксения в ходе предвыборной кампании перенесет свою рекламную активность из интернета в «реал». И вполне логично, если скоро в предвыборных речах Собчак появятся упоминания каких-либо компаний, концернов или бизнес-групп. Вполне возможно участие Ксении и в разрешении каких-нибудь бизнес-споров. Допустим, хочет какая-нибудь нефтяная компания «прессануть» конкурента (или вовсе «отжать» его с рынка). Пожалуйста: вложился в кампанию Ксюши — и жди от нее негативных высказываний о «неправильной» фирме по ТВ, радио и в соцсетях. 

То же самое можно предположить и в отношении политических партий (помимо «Открытой России»), общественных движений и т. д. Хочешь прорекламировать свои идеи и убеждения на федеральном уровне? Вкладывайся в кампанию Собчак, высылай список идей — и будь уверен: вскоре о них услышат миллионы россиян. 

Маркетологи говорят — в коммерческом смысле Собчак максимально точно спозиционировала свою предвыборную нишу: «никакой идеологии, ни с какой партией, обычная россиянка, красивая молодая женщина». Да еще и «кандидат против всех», обладающий полной свободой убеждений и суждений. Как считают эксперты, Ксения все сделала «на пять» и с точки зрения личного маркетинга, и свою популярность в интернете и СМИ увеличила в разы. Кстати, в налоговой она уже десять лет зарегистрирована как «индивидуальный предприниматель», и на некоторых постах в соцсетях ставит хэштег «#направахрекламы». Похоже, за время своей президентской кампании девушка сможет не только внести хоть какую-то интригу в выборы, но и неплохо на этом заработать. Как говорится, красиво жить не запретишь.