Исследовательская группа «Старые дачи» существует с 2010 года. Она занимается изучением дореволюционной дачной жизни на отрезке от Сестрорецка до Зеленогорска и чуть дальше: Ушково, Черная Речка, Форт Ино — прибрежная линия, на которой до революции было очень много дачных поселков, где жили петербуржцы. До недавнего времени это абсолютно белое пятно в нашей истории. 

Группа организована вокруг сайта Зеленогорска terijoki.spb.ru. Сейчас это самая большая база данных по дачным местностям, по персоналиям на этом отрезке побережья. Как мы считаем, исследования проводятся вполне профессионально: мы работаем в архивах, в библиотеках, ездим за свой счет в Финляндию в местные архивы, поскольку все документы по этой местности оказались в этой стране — архивы были вывезены туда. Кстати, сайт был отмечен в 2016 году Анциферовской премией как лучший краеведческий сайт Петербурга.

Наша база данных в виде фотографий и исторических справок используется многими: и потомками дореволюционных дачников, которые хотят больше узнать о жизни своих прадедушек и прабабушек, и историками, и журналистами, и экспертами КГИОП, которые используют наши наработки для написания историко-культурных экспертиз тех или иных дач. Мы рады, что наша работа нужна; единственная просьба обычно состоит в том, чтобы на сайт давались ссылки как на источник получения информации. У группы ведь нет никакой коммерческой составляющей, работаем на «общественных началах», «за интерес». 

На дачу Ридингер мы обратили внимание достаточно давно. Тем более что нашим коллегой на сайте был потомок тех людей, которые до революции эту дачу снимали. У него в архиве сохранились фотографии прабабушки и прадедушки на крыльце этой дачи. Ранее сделать ничего с дачей было невозможно, потому что это было общежитие сотрудников санатория «Репино». И как только общежитие было расселено, мы моментально написали заявку на выявление, потому что дача уникальна.

Это одна из 40 дач барона Ридингера, с которого, собственно, начиналась дачная местность Куоккала. К примеру, одну из дач Ридингера снимал Чуковский, а потом построил свою дачу «Золотой Рог», которую называли Чукоккала. 

Кроме исторической составляющей, дача хороша сама по себе, потому что это остался комплекс: осталась дача, осталась лестница, которая идет вниз, остался бетонный бассейн-чаша, видимо, это был фонтан. Частично осталась отделка в самом доме, хотя дом в жутком состоянии. И вот сейчас КГИОП признал, что все это представляет ценность.

Заявление на выявление оформить легко. Можно отправить электронное письмо в приемную КГИОП, в котором необходимо указать место, где находится объект, параметры, по которым мы считаем, что он достоин быть объектом культурного наследия, приложить несколько фотографий и максимально все, что удалось узнать об этом объекте. 

У нас было много информации, например, что дедом барона Бориса Ридингера был герой войны 1812 года, его портрет висит в галерее в Зимнем дворце. Это тоже бонус к исторической составляющей этой дачи. 

Письмо рассматривается комиссией, которая выезжает на место и выносит свой вердикт, затем комиссия представляет это на рабочую группу Совета по культурному наследию КГИОП. Рабочая группа рекомендует к выявлению этот объект либо отказывает. В нашей ситуации они рекомендовали. 

Пока то, что дачу Ридингер внесли в выявленные объекты, сделало ее таким «недопамятником», как называется на сленге у нас. В течение года должна быть проведена государственная историко-культурная экспертиза, которая зафиксирует все исторические данные, которые известны об этой даче. Она должна зафиксировать на фото все 4 фасада, все детали, сохранившиеся интерьеры, чтобы описать, какие будут предметы охраны данного памятника. Это большая работа. 

Сейчас самое главное, чтобы дача Ридингер была введена в план историко-культурных экспертиз на следующий год. Далее, если это будет сделано, по результату экспертизы должна последовать рекомендация о введении выявленный объекта в памятники истории культуры, скорее всего, регионального значения.

После этого издается указ председателя КГИОП о включении в официальный реестр памятников. Сейчас дача находится в списке выявленных объектов, находится под охраной, но в реестр еще не включена. Когда она туда попадет, это будет означать, что даже если что-то с ней произойдет, новый собственник обязан будет ее восстановить в том виде, в каком она существовала. Мы очень надеемся, что ничего плохого с ней не произойдёт, мы будем следить за этим.