Скоро на водительских правах появится спецотметка о профпригодности — она станет обязательной для работающих по найму шоферов. Ценник на «профессиональные» права сразу рванет вверх.

Министерство транспорта РФ объявило о скором реформировании системы обучения автомобилистов. Согласно ей, профессиональных водителей теперь будут готовить углубленно, а любителей — по облегченным программам.

Минтранс подготовил поправки в законы «О безопасности дорожного движения» и «Об образовании», которыми изменят правила допуска к управлению автобусами, грузовиками и другими видами транспорта для тех, кто зарабатывает на перевозках. Главная цель чиновников —  повысить уровень подготовки профессионалов — таксистов, дальнобойщиков и т. д. По мысли Минтранса, они должны будут обучаться по новым программам. Так, им придется изучать принципы организации перевозок навалочных и сыпучих грузов, диспетчерское руководство работой подвижного состава, организацию таксомоторных перевозок.и т.д. Также Минтранс планирует внедрить для водителей грузовиков и автобусов электронные путевые листы и ввести чипированные права — с их помощью можно будет контролировать шоферов.

В свою очередь, курсы вождения для любителей будут разработаны «по общеразвивающим программам». В целом обучение любителей упростится, и им больше не придется изучать, как сейчас, устройство двигателя внутреннего сгорания и другие шоферские премудрости.   

Как следствие, на правах профессиональных шоферов появятся специальные отметки, позволяющие им устраиваться на работу в такси, «маршрутки», на автобусы и грузовики. Кстати, такая практика — так называемый «код 95» на правах — давно работает в странах Евросоюза. В Минтрансе отметили — эти поправки могут вступить в силу уже через два года, в 2019-м. Реакция профессионалов рынка на эти новшества оказалась неоднозначной. В «Яндекс-такси» Мойке78 кратко сообщили — новые правила вряд ли коснутся агрегатора, поскольку он сам не занимается подбором водителей в такси, а работает с автопарками и диспетчерскими службами, которые и производят такой отбор.  

Представитель петербургского таксопарка «Неваляшка», представившийся Николаем, рассказал : «Мне кажется, планируемые нововведения Минтранса будут в тягость и для таксопарков, и для самих водителей. Ни для кого не секрет, что сегодня основная масса таксистов, работающих в службах такси (не говоря уже об агрегаторах вроде «Яндекса» или «Убера») — это люди, которые по каким-то причинам были вынуждены оставить свою основную профессию. Они пришли в такси, чтобы временно подзаработать денег и прокормить свои семьи. Очень небольшое количество водителей сегодня работает в такси постоянно».

По его словам, если же будут введены отметки в правах для профессионалов-водителей, то многие нынешние таксисты будут вынуждены оставить эту работу. Как следствие, тысячи людей останутся без постоянного заработка, и им останется один путь — на биржу труда. А там, как известно, платят копейки, которых даже на жизнь не хватает. Излишне говорить, что это серьезно повысит социальную напряженность в обществе. К тому же, если сократится количество водителей, то и обычным гражданам будет намного труднее быстро вызвать такси и уехать, куда требуется — зона покрытия перевозками наверняка резко упадет.

«На мой взгляд, достаточный контроль за водителями такси (не говоря уже об автобусах, грузовых машинах и т. д.) сегодня и так существует, — продолжает он. — По крайней мере, ни один таксопарк или агрегатор не возьмет на работу водителя, у которого нет как минимум трех лет стажа активного вождения. А в автобусных парках и компаниях-грузоперевозчиках требования к шоферам еще жестче. То есть, система и так себя котролирует»,

— говорит Николай.  

Стоит помнить и о том, что каждое законодательное изменение в России имеет свою «коррупционную составляющую». Например, недавно водителей обязали наклеивать на машины спецнаклейку «шипованная резина» — иначе штраф. Как следствие, эти наклейки тут же исчезли из магазинов, взлетели в цене, и некоторые компании сделали на этом неплохие деньги. Что же тогда говорить о курсах вождения для профессионалов, а также приемных экзаменах для них же? Думаю, там цены сразу мигом станут «космическими».

Конечно, государство сколько угодно может ужесточать требования для водителей такси, автобусов и других видов транспорта. Но весь вопрос в том, насколько это будет удобно и полезно самому обществу, резюмирует эксперт.