Депутат Заксобрания Петербурга от «Партии Роста» Максим Резник сегодня официально потребовал от городского прокурора Сергея Литвиненко «проверить на соответствие закону концессионное соглашение по прокладке линии скоростного трамвая в Красногвардейском районе». Резник уверен — это соглашение не выполняется концессионером ТКК и должно быть расторгнуто.

Напомним, концессионное соглашение по прокладке линии скоростного трамвая Смольный в 2016-м заключил с ООО «Транспортная концессионная компания» (контролируется «Группой ЛСР»). По соглашению, первый этап проекта должен быть закончен через 17 месяцев после его подписания. Сроки истекли 1 ноября, но движение трамваев под брендом «Чижик» так до сих пор не началось.

Однако Резника насторожил даже не столько срыв сроков запуска первой в городе частной трамвайной линии, сколько подозрительная экономия, которую затеяли строители из ТКК. 

Изначально они пообещали городу уложить на линию «специальные, современные рельсы австрийского производства». Причем под ними должна была разместиться монолитная фибробетонная конструкция, «обеспечивающая срок службы путей не менее 50 лет, а также почти бесшумный ход трамвая». 

Однако в процессе прокладки путей «австрийские рельсы» как-то сами собой исчезли из проекта, а ТКК в итоге применила гораздо более дешевую рельсошпальную конструкцию — аналогичную той, которую строители сами же разобрали в начале реализации проекта. Смольный заявил, что концессионер благодаря таким изменениям сэкономил 1,1 млрд рублей, и теперь их надо вернуть в бюджет. Но строители из ТКК уверяют — никакой экономии не получилось, и дешевые обычные рельсы обошлись им в ту же сумму, что и элитные австрийские. При этом в договоре прописан объем «минимально-гарантированного дохода» ТКК, который город должен в течение 30 лет обеспечивать компании.

Раздражает депутата Резника и тот факт, что сам текст концессионного соглашения по частному трамваю до сих пор не обнародован. Как и в случае с соглашением по ЗСД, Смольный отказался показывать документ общественности, прикрываясь «конфиденциальностью сведений». Однако, как неоднократно говорили депутаты, любое соглашение по ГЧП не предполагает никаких тайн для общества. Резник уверен — в документе наверняка есть и другие параметры, которые не соблюдает ТКК. 

В связи с этим депутат Резник попросил прокурора Литвиненко — в случае, если обнаружится  несоблюдение требований закона «О концессионных соглашениях», то прокуратура должна выдать предписание Смольному о расторжении соглашения с ТКК. Ранее он уже обращался к губернатору Полтавченко, требуя провести проверку по факту «служебного подлога» при составлении концессионного соглашения. 

Напомним, скоростная трамвайная линия в Красногвардейском районе строится на условиях ГЧП — от Ладожского вокзала в сторону микрорайона Ржевка-Пороховые. Как обещают в Смольном, стоимость проезда на частном трамвае будет примерно такой же, как и на обычном. Но сегодня сроки запуска «скоростного трамвая» сорваны, а отставание от графика, по оценкам специалистов, составляет полгода. 

Изначально вице-губернатор Смольного Игорь Албин клятвенно заверял горожан — первый маршрут новой сети, до Хасанской улицы, будет запущен до конца 2017-го. Однако позже он признал — по срокам строители серьезно отстают. Глава Комитета по инвестициям Ирина Бабюк даже грозила ТКК штрафом в 13 млн рублей «за опоздание». По словам жителей Красногвардейского района, отставание в прокладке линии частного трамвая создало для них очень серьезные трудности. 

Во многих местах района перекрыта проезжая часть, что создает огромные транспортные «пробки», а также постоянные неудобства для автомобилистов и пешеходов. Однако пока что конца трамвайной «стройки века» в районе не видно. Причем, если Резник добьется своего и концессионное соглашение между городом и ТКК будет разорвано, транспортную ситуацию в районе это все равно не улучшит.