По данным федеральных СМИ, в середине декабря в Госдуму внесут законопроект, запрещающий внутреннее совместительство для работников бюджетной сферы. Инициаторы закона уверены — после его принятия бюджетники будут получать больше денег. Но эксперты говорят о необходимости более масштабной реформы.

Автором документа выступил член Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Сергей Вострецов. «Сегодня многие врачи, учителя и преподаватели вынужденно работают на две-три ставки, стараясь заработать на достойную жизнь, — говорит депутат. — Но, оформляя человека по совместительству на две-три ставки, работодатель платит за эти ставки работнику, по сути, «голый» оклад. А это очень небольшие деньги. 60-70 процентов в зарплатах бюджетников составляют всевозможные надбавки». По его мнению, если бы врачу платили за несколько смен не как за совместительство, а в качестве сверхурочных, то тогда ему полагалось бы вознаграждение в двойном объеме, а также дополнительные выходные.

При этом, по мнению экспертов, Вострецов забывает, что в такой стране, как Россия, «благими намерениями вымощена дорога в ад». Действительно, за работу по совместительству в одной организации бюджетникам платят «оклады» в несколько тысяч рублей (а то и меньше). Но самый логичный выход из этой ситуации аналитики видят не в запрете на совместительство, а в повышении базового оклада работников. Ведь если человеку достойно платят по основной ставке, то зачем ему суетиться и брать на себя дополнительные «переработки»? Любой нормальный гражданин лучше посвятит это время своей семье. 

К тому же, говорят эксперты, когда люди начинают совмещать, от этого часто страдает качество всех работ. Человек начинает распыляться, постоянно «переключает мысли», и в результате повсюду появляются недоработки и брак. В итоге, кстати, страдают простые потребители услуг бюджетников — там врач кого-то недолечил, здесь — учитель недоучил и т.д.

Кроме того, запрет внутреннего совместительства может привести к тому, что ежемесячные доходы работников еще больше сократятся. Так, если запретить научному сотруднику в свободное время преподавать, то он будет получать «чистыми» 20-25 тысяч рублей в месяц. А учителя на одну ставку будут получать и вовсе 15-17 тысяч рублей. В итоге многие из них наверняка захотят заняться какой-то другой деятельностью, приносящей больший доход.

Другие эксперты считают — запретить совместительство в России невозможно в принципе. Если работодателю нужны работники именно «на полставки», то кто ему запретит их принимать? Или не отдавать эти полставки уже имеющимся работникам? Аналитики сходятся в одном — нынешнюю систему оплаты труда бюджетников давно пора реформировать. Прежде всего, нужно серьезно изменить структуру зарплаты работников бюджетной сферы, серьезно увеличив оклады. Чтобы было меньше причин для совместительства, оклад должен составлять 80-85 процентов от зарплаты. И только оставшиеся 15-20 процентов должны приходиться на компенсации и премии. 

Кроме того, сейчас многие бюджетники на полную ставку выполняют свою основную работу, а на полставки — оказывают платные услуги. Например, в поликлиниках часто можно столкнуться с ситуацией, когда у врачей «нет времени» принимать пациентов по бесплатному талону. Зато в это же время этот же врач, в том же кабинете охотно принимает граждан по платному талону. В некоторых медучреждениях часто даже специально убирают бесплатные записи, в том числе — на сайте госуслуг. Такого, считают аналитики, быть не должно. Платные и бесплатные услуги в образовании, здравоохранении и других сферах «социалки» должны быть жестко разделены.

Впрочем, государство может отчасти предвосхитить нововведения, предлагаемые активным депутатом Сергеем Вострецовым. Дело в том, что с 1 января 2018-го в бюджете предусмотрено серьезное повышение базовых окладов сразу нескольким группам бюджетников. Например, прибавку сразу в 20 процентов к окладу получат преподаватели вузов (при том, что в октябре 2017-го им уже подняли ставки на 42 процента), научные сотрудники, врачи (в октябре их оклады повысились на 32 процента) и средний медперсонал (плюс 24 процента оклада в октябре). Но больше, чем другим, поднимут оклады младшему медперсоналу — в октябре их оклады выросли на 69 процентов, а с 1 января вырастут еще на 33. Также 20 процентов к окладу получит с 1 января и категория «основной персонал учреждений культуры». 

Эксперты считают — да, на какое-то время такое повышение может снять остроту проблемы для бюджетников. Однако реформа системы оплаты их труда все равно неизбежна. И «припарки», вроде предложенного Вострецовым законопроекта, вряд ли способны кардинально изменить положение «государственных людей».