По данным федеральных СМИ, с Нового года в России начнут действовать более десятка новых дорожных знаков. ГИБДД одобрила их применение в рамках масштабной реформы, призванной сделать передвижение по российским дорогам более комфортным и для водителей, и для пешеходов. 

По данным ГИБДД, в ноябре принят национальный стандарт, разрешающий использование новых знаков по всей стране. Более того — обновленные знаки в «пилотном» режиме установили в нескольких крупных российских городах — Москве, Петербурге, Владимире и Саратове. 

Так, вскоре на улицах и в правилах дорожного движения появится табличка «Глухие пешеходы». Ее будут устанавливать в местах, где высока вероятность появления людей с нарушением слуха. Для обозначения перекрестков, где разрешен переход дороги наискосок, будут устанавливать знак «Диагональный пешеходный переход». На нем изображены белые «разбегающиеся» стрелки на синем фоне. 

Также ГИБДД утвердила знак «Выделенная трамвайная полоса» — он возникнет на тех улицах, где движение трамваев отделено от основного потока движения. Появятся и более сложные знаки, потребность в которых назревала давно. Например, на светофорах в местах, где нет потока пешеходов, начнут устанавливать знак «Уступи всем, и можно направо». Он разрешает водителям поворачивать направо при красном свете светофора — когда это не мешает другим участникам движения.

Кстати, параллельно в четырех российских городах протестировали и «вафельную разметку». Так что появление нового знака — «Въезд на перекресток в случае затора запрещен» — будет напоминать водителям о значении желтой «вафли» на дороге. То есть что впереди — «пробка», и если водитель все равно решит выехать на перекресток и перегородить пересекающее движение, ему придется заплатить штраф в тысячу рублей. 

Кроме того, на российских дорогах появятся обновленные знаки «Платная парковка» (со знаком рубля), «Парковка со способом постановки ТС», «Внеуличная парковка» и «Парковка для инвалидов». Обновятся и знаки «Направление движения по полосам». Стрелки на них покажут водителям, с какой именно полосы разрешен поворот направо, налево или разворот. Они будут применяться в населенных пунктах на дорогах, на которых не больше пяти полос.

Как пояснили по поводу новых знаков в правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, «мы давно уже живем в другой стране, с другими правилами дорожного движения и другими запросами общества. Россиянам нужны знаки с современным визуальным рядом,  понятные и комфортные». Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев своим указом изменил приоритет проезда автомобилей на перекрестках с круговым движением, а также ввел «вафельную» разметку на перекрестках.

Впрочем, говорят эксперты, новые знаки не решат всех проблем, возникающих по мере автомобилизации российских городов и постоянно усложняющегося дорожного движения. Безусловно, опытные водители быстро воспримут новые знаки как руководство к действию. Но дело в том, что на российские улице каждый сезон выезжает несколько десятков тысяч граждан, недавно получивших права и не имеющих опыта вождения. Для их восприятия новые знаки могут оказаться сложноваты. 

В целом, считают эксперты, наиболее эффективный путь к усилению безопасности на дорогах — это взять на вооружение американский опыт. Как известно, в Америке большая часть знаков — не графические изображения, а печатные фразы, «на пальцах» разъясняющие водителям, что именно нужно делать в данный момент, вроде «Круговой поворот на хайвэй» или «Грузовики имеют преимущество». Как показывает опыт,  это позволяет даже не слишком искушенным и умелым водителям оперативно реагировать на ситуацию. Тем более, что большинство знаков в США в особо опасных местах несколько раз дублируется — видимо, для самых непонятливых.