Бесогон в Исаакиевском соборе, повредивший двери, неизвестные реставраторы, самовольно починившие русалку на Садовой улице, поиски с полицией вандала, отбившего голову скульптуре мальчика в Доме Кирилловых — КГИОП ежедневно выдает яркие новостные поводы. Журналисты бросаются расследовать преступления против барельефов, горожане ликуют — как зорко Петербург следит за наследием, а Комитет ставит себе галочку в список важных дел.

За шумихой вокруг Мефистофеля, безголового мальчика и несчастной треснувшей русалки от петербуржцев прячут проблемы гораздо больших масштабов: погибающие дома-памятники, разрушающиеся здания, которые признаны объектами культурного наследия и на которые не выделяют денег ни город, ни взявшие здания инвесторы. (см. видео в конце текста)

Быть ньюсмейкером, негодуя по поводу повреждений, исправление которых не потребуют больших вливаний, гораздо проще, чем спасать усадьбы и разваливающиеся дома, на которые нужны силы, воля и немалые средства. 

Нисколько не преуменьшая ценность и важность малых архитектурных форм, сравним, о чем громко заявлял в последнее время КГИОП, и вспомним здания, о которых комитет предпочитает умалчивать.

Русалки vs Усадьба Орловых-Денисовых

Несколько дней назад город всполошила новость — поврежден барельеф русалки на Доме Николаевых на Садовая ул., д. 25. Здание — объект культурного наследия. К приезду экспертов из КГИОП кто-то попытался неумело починить женскую головку, еще больше ее изуродовав. 

«В течение дня неизвестными лицами был выполнен непрофессиональный ремонт, в результате которого барельеф покрыт раствором неизвестного состава. Данное нарушение обратимо, потребуется расчистка и проведение реставрационных работ по согласованной КГИОП методике»,

 — сообщали в комитете. 

Там потребовали от собственников здания починить русалку, а также подали заявление в полицию с просьбой найти и наказать тех, кто виновен в удручающем состоянии фасада дома-памятника, построенного еще в XVIII веке. Женские головки украсили здание во время его перестройки в 1903 году.

Похвальное рвение? Несомненно. Такого же явно не хватает, чтобы урегулировать ситуацию с ценнейшей усадьбой Орловых-Денисовых. Ансамбль на Главной ул., 32 начали строить в ХIХ веке. Это объект культурного наследия федерального значения. есть у памятника собственник — ООО «БалтикСтрой». Компания заключала с КГИОП охранные обязательства. И много лет кормит комитет обещаниями привести усадьбу в надлежащий вид, а постройки, тем временем, ветшают и разваливаются.

КГИОП ведет тяжбу с собственником, идут суды, по итогам которых с «БалтикСтроя» то требуют неустоек, то привлекают компанию к административной ответственности. Суды тянутся с 2008 года, но, тем не менее, собственнику снова дали шанс.

«17 августа 2017 года от ООО «БалтикСтрой» в адрес КГИОП поступило заявление о выдаче актуализированного задания на проведение работ по реставрации памятника и его приспособлению для современного использования. В случае, если в срок до 26 июня 2018 года работы по сохранению памятника не будут выполнены, КГИОП обратится в соответствующее территориальное подразделение Федеральной службы судебных приставов для принудительного исполнения судебного акта», — грозит комитет. 

Впрочем, угрозы «»БалтикСтрой» слышит уже 10 лет и ухом не ведет. А усадьба, возведенная в середине ХIХ века и пережившая сдачу в аренду, проживание студентов сельхозинститута, побывавшая детдомом для детей-инвалидов и домом престарелых, ветшает и может не дождаться ремонта.

Мефистофель vs снесенный дом на Ремесленной, 3

Инцидент с уничтожением горельефа, изображавшего Мефистофеля, произошел летом 2015 года и был похож на сюжет сюрреалистической книги. Жители Петроградки обнаружили, что с фасада дома Лишневского исчез любимая многими фигура. Дальше началось самое интересное — некие «Казаки Петербурга» заявили, что сбили Мефистофеля за то, что он смотрел в сторону православного храма. РПЦ возмутилась таким заявлениям казаков, настоящие казаки негодовали — они ни при чем.

КГИОП рвал и метал, Дом Лишневского — выявленный объект культурного наследия, а Мефистофель был отнесен к предмету охраны объекта, представляющему особую историческую ценность. Комитет отправил заявления в МВД, главе Петроградского района, начальнику ГАТИ  с просьбой найти и покарать виновных

В дело вступила полиция, было возбуждено уголовное дело по статье «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия». Но вскоре с повинной явился некий бомж, который признался — нанял промышленного альпиниста, чтобы тот сбил Мефистофеля. Якобы горельеф угрожал безопасности прохожих. Бездомный оказался богат — возместил 664 тыс. ущерба, благодаря чему дело благополучно закрыли. Потом начались торги — ведомства гадали, сколько стоит восстановить горельеф, назывались суммы от миллиона до 7,5 млн. Глава КГИОП Сергей Макаров утверждал, что ремонт фасада дома Лишневского можно ускорить, но вот только два года прошло, а на месте Мефистофеля все еще натянуто зеленое полотно. 

Не так резв был КГИОП в истории со снесенным домом на Ремесленной улице, 3. Здание пало жертвой большой футбольной стройки — оно стояло на пути моста через Серный остров. Жилой дом служащих завода «Бавария» стерли с лица города в августе этого года несмотря на протесты градозащитников, которые, по их словам, нашли доказательства дореволюционной постройки дома. А по закону Санкт-Петербурга здания, возведенные до 1917 года снесены быть не могут. Но ни архивная справка, ни фото, ни чертежи не помогли — дом по документам резко помолодел. Теперь утверждалось, что он построен в 1920 году. По факту изменения даты постройки завели дело. Куйбышевский райсуд рассмотрел его и отказал в исправлении кадастровой ошибки. В итоге дом снесли за день, а КГИОП ответил разъяренным петербуржцам — дом не имеет статуса объекта культурного наследия.

«Куйбышевским районным судом Санкт-Петербурга по делу №2-а-3074/16 было подтверждено, что у КГИОП не было законных оснований подвергать сомнению принятое Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Санкт-Петербургу решение об установлении года постройки здания», — отмечали в КГИОП.

Мальчик с отбитой головой vs Дом Лермонтова

Как негодовал КГИОП, когда фигура мальчика со здания на Большой Пушкарской ул., д. 3, лит. А лишилась головы. Вандал в августе этого года посягнул на украшение объекта культурного наследия — «Дома В.С. и Е.П. Кирилловых». Дальше по схеме — громкая история в СМИ, заявление в УМВД по Петроградскому району, возбуждение дела, поиск виновных. Вскоре был задержан 27-летний мужчина, который признался  — отбил скульптуре голову, потому что мальчик на него как-то не так смотрел. Голову у вандала изъяли и торжественно передали КГИОП. КГИОП не менее торжественно благодарил полицию. Все это широко освещалось в СМИ.

А в это время под фальшфасадом гниет другой памятник — Дом княгини Шаховской (купца Чугреева). В этом доме в 1836-1837 гг. жил поэт Михаил Лермонтов. Домом сейчас управляет Мариинский театр. Градозащитники требуют спасти здание, связанное с именем великого поэта. А для начала — хотя бы законсервировать его для последующей реставрации. Переписка с КГИОП и Минкультом РФ пока безрезультатна. 

«До сих пор нет проекта консервации. И всё прощается: нет никаких принятых мер, привлечения к ответственности. Некоторым можно всё? Почему у Минкульта и КГИОП столь избирательное отношение к инвесторам?» — вопрошают защитники Дома Лермонтова в группе «НЕ ВСЁ РАВНО! Адмиралтейский» «ВКонтакте».

Скульптуры быков на Московском пр. vs Уткина дача

Сколько шума навели позеленевшие быки у входа на территорию бывшего мясокомбината им. С. М. Кирова. Скульптуры на Московском шоссе, д. 13 являются объектом культурного наследия федерального значения. В июле КГИОП обнаружил, что кто-то перекрасил быков зеленой краской. Комитет принял меры — поблагодарил бдительного петербуржца, заметившего незаконных маляров, написал заявление в УМВД по Московскому району и привлек к происшествию внимание СМИ. Фото с зеленым быком и релиз о происшествии были опубликованы на сайте КГИОП. Быки, отлитые в бронзе в 1820-х годах, дороги петербуржцам и комитету. Сейчас скульптуры своего естественного цвета.

Дорога городу и Уткина дача. Только внимания этому зданию уделяется не так много, как барельефам, горельефам и витражам. Ансамбль дачи — объект культурного наследия федерального значения. Его здания строились в 1790-е — главный корпус, а в 1820-1830 годы — служебный. Еще в 2012 году Музей городской скульптуры, в ведении которого находится ансамбль, представлял концепцию развития территории усадьбы Уткина дача. Там предлагалось разместить коллекцию уникальной городской скульптуры, зал для временных выставок и реставрационные мастерские. 

На дворе — конец 2017 года. Уткина дача в непотребном состоянии. В октябре депутат ЗакСа Надежда Тихонова просила КГИОП вспомнить о реставрации Уткиной дачи. Она написала главе комитета Сергею Макарову обращение, в котором потребовала провести реставрацию усадьбы.

«Здание находится в крайне неудовлетворительном состоянии: на стенах проявляются значительные трещины, штукатурка фасадов на отдельных участках обрушена, обнажена кирпичная кладка, часть деревянных конструкций уничтожена. При этом в здании не проводились противоаварийные работы, оно не было должным образом законсервировано», — писала Тихонова,  отмечая, что законодательство о сохранении памятников нарушается, «а КГИОПу наплевать».