В середине декабря в России началось тестирование системы взаимодействия АО «Электронный паспорт» и операторов техосмотра. Вскоре во всех пунктах техосмотра можно будет оформить электронный документ на автомобиль. 

Как надеются эксперты, специальная электронная база позволит поставить заслон для поддельного техосмотра. «Электронное ТО» будет представлять собой запись в специальной базе данных, содержащую сведения о транспортном средстве и его текущем техническом состоянии. Предполагается, что в эту электронную базу будут вноситься только подтвержденные данные — вплоть до актуального фото автомобиля, которое проходит техосмотр.

Как известно, сегодня в России многие автомобилисты «покупают» техосмотр у страховых компаний, имеющих соответствующие договоренности с операторами ТО. С одной стороны, это удобно — стоит «покупка» в пределах тысячи рублей, зато водителям не надо тратить время на поездки к операторам ТО и устранение неполадок. А диагностические карты сразу появляются в страховой компании и передаются на руки автовладельцу.

С другой стороны — благодаря этой практике лишь каждая пятая машина в России ежегодно проходит реальный техосмотр. А многие из транспортных средств, которые так и не прошли реальную проверку у специалистов, ездят по дорогам в аварийном состоянии и часто становятся причиной ДТП. По данным Управления ГИБДД по Петербургу, сегодня от 30 до 40 процентов аварий на питерских дорогах происходят из-за неисправности одного из автомобилей. Так что цена «покупки» ТО на деле получается намного выше, чем тысяча рублей за поддельную диагностическую карту.  По словам экспертов, при введении «электронного ТО» такая практика должна прекратиться. 

В ходе начавшегося тестирования «электронного ТО» будут опробованы все возможные ситуации, с которыми столкнутся операторы техосмотра после реального начала работы в системах электронных паспортов. «Тестовый» режим опробуют 20 компаний в разных регионах страны до апреля 2018-го. Когда «тестовый» период закончится, операторы техосмотра смогут начать оформлять электронные паспорта транспортных средств. Правда, для этого должен вступить в силу соответствующий приказ Минпромторга РФ. Как сообщили «Мойке78» в АО «Электронный паспорт», компании-операторы техосмотра уже проявляют повышенный интерес к нововведению. 

«Мы получили уже более 700 обращений от разных операторов ТО, желающих заключить соглашения о работе в системах электронных паспортов, — сообщил сотрудник АО «Электронный паспорт» Петр Евсеев. — Но получить право работать в системе смогут не все. Чтобы отсечь недобросовестных операторов, компаниям предстоит подтвердить свое соответствие ряду ключевых требований — как по оказанию услуг техосмотра, так и по обеспечению информационной безопасности». 

В нескольких пунктах прохождения техосмотра в Петербурге искренне удивились известию о начале тестирования системы электронных техпаспортов. Так, в компании «Техтрансконтроль» «Мойке78» сообщили: «Мы, конечно, слышали о скором введении такой системы, но сами никогда с ней не сталкивались. И как будет выглядеть электронный техпаспорт, мы тоже сказать не можем. Вот когда нам самим дадут возможность выдавать «электронные ТО», мы все узнаем и вам расскажем». В компании То78 были еще более лаконичны: «Мы ничего о такой системе даже не слышали. Если введут «электронное ТО», как вы говорите, то мы будем только рады».   

Впрочем, по мнению аналитиков, полностью победить систему «покупки» техосмотра у государства пока не получится. Далеко не у всех автовладельцев в ближайшие годы появится «электронное ТО», ведь, по нынешнему законодательству, его получение — дело добровольное. И, если человек не хочет менять свою бумажную диагностическую карту на «электронный ТО», никто его не заставит. Сейчас автоматическую информационную базу техосмотров создает и ведет ГИБДД. По данным Союза организаций «Техэксперт», сейчас в России работает около 4 тыс. операторов ТО. Ежегодно проходить эту процедуру должны около 27 миллионов автомашин.