Государственным унитарным предприятиям Ленобласти по инициативе прокуратуры откажут в получении подрядов вне конкурса. Теперь ГУПам придется работать на рынке на общих основаниях.

Прокуратура Ленобласти обжаловала в суде статью регионального закона, дававшую ГУПам право получать господряды без конкурса. Исключительными полномочиями, по областному закону, обладали четыре поставщика. Это ГБУЗ «Ленинградская областная клиническая больница», где лечатся чиновники и ГУП «Автобаза правительства Ленобласти», которая предоставляет чиновникам транспорт. А также ГУП «Столовая «Суворовская», где питаются чиновники правительства области и ГУП «Недвижимость», обслуживающее правительственные здания.

Изначально привилегии этих ГУПов по оказанию услуг для госнужд были прописаны в бюджете Ленобласти-2017. Однако прокуратура области обжаловала эту статью, а Верховный суд признал эту часть закона недействительной. В прокуратуре постановили — внеконкурсные отношения руководства Ленобласти с ГУПами потиворечат федеральным законам «О закупках» и «О защите конкуренции». Они гласят, что заказчик может выбирать поставщика без конкуренции, если его услуги уникальны и предоставляются  единственным учреждением. Но ничего «исключительного» в товарах и услугах четырех областных ГУПов не оказалось. Так что отбор должен проводиться на открытых конкурсах. 

В правительстве Ленобласти уже заявили, что «готовятся отказаться от услуг ГУПов». После Нового года сроки заключенных с ними контрактов истекут, и областное правительство объявит открытые торги на оказание услуг. Ранее губернатор Ленобласти Дрозденко уже заявил — «чиновникам придется отказаться от служебных машин, их перевозкой займутся службы такси». Также Дрозденко обещал предложить частному бизнесу участие в организации питания чиновников, клинингового сервиса и т.д. 

Эксперты рынка утверждают — избавиться от ГУПов в системе госзаказа нелегко, поскольку чиновникам чисто психологически легче иметь с ними дело. В основном унитарные госпредприятия надежны, хорошо управляемы, и возглавляют их, по сути, тоже чиновники. Гораздо труднее работать с конкурентной средой — игроков на рынке услуг много, и для них нужно организовывать трудоемкие конкурсы. Есть в этом и риск — некоторые бизнесмены, чтобы получить выгодный контракт, могут пойти на незаконные ухищрения. 

При этом многие чиновники, отвечающие за госзаказ, не понимают, как бороться  с недобросовестными поставщиками. Если госзаказчик заключает контракт по максимально возможной цене с ГУПом, то у него есть уверенность, что контракт точно будет выполнен. Если же контракт заключается по итогам торгов, то нет гарантии, что компания, выигравшая торги, исполнит его добросовестно. По словам экспертов, нередки ситуации, когда участники торгов сначала занижают цену контракта на 30-40%, а потом исчезают. Или пытаются «договориться» с госзаказчиком по принципу «это мы сделаем, а это не будем». Но такая конкуренция все равно лучше, чем сами ГУПы, считают эксперты. 

Поэтому чиновникам намного проще создать ГУП, как коммерческое ответвление «вертикали власти». На взаимодействие с ними у чиновников уходит гораздо меньше сил. Но главная причина, считают эксперты — действующее поколение руководителей привыкло работать не в условиях конкуренции, а в директивном порядке. Допустим ГУПу «Горсвет» чиновник ставит задачу: «к Новому году все должно сиять, по всему городу должны зажечься елки!» Во главе ГУПа, как правило, стоит некий Иван Иваныч, «свой человек», он «возьмет под козырек» и все зажжет. С частными фирмами такой эффект не гарантирован. 

Отстранить ГУПы от «бюджетного корыта» намерены и в Петербурге. В ноябре Верховный суд РФ признал противоречащей закону «О защите конкуренции» статью городского закона, по  которой ГУПы десятками лет без конкурса получали подряды на украшение города к праздникам, гостиничное обслуживание официальных делегаций и т.д.