Одним из громких событий прошлой недели стало неожиданное заявление губернатора Ленобласти Александра Дрозденко. Он пообещал передать несколько десятков миллионов рублей, запланированных на премии чиновникам, в адрес предприятий-должников. По мнению экспертов, его примеру вполне мог бы последовать Смольный. 

В начале декабря правительство РФ выделило более 20 млрд рублей в качестве премии 40 регионам РФ, достигшим за год наилучших показателей социально-экономического развития. В их числе оказались Петербург и Ленинградская область. В Смольном предпочли не раскрывать премиальную сумму, полученную от кабмина. А в Ленобласти прямо заявили — она составила  857 миллионов рублей. Чиновники Минфина изначально предложили руководству области направить часть этих денег на премии сотрудникам администрации. Но Александр Дрозденко совершил красивый ход.

«К сожалению, в регионе есть сотни людей, пострадавших в ходе банкротств ряда компаний. Банкроты имеют перед ними задолженность по зарплате в 85,9 миллионов рублей. Поэтому я предложил всем своим замам и главам комитетов направить эти деньги на выплату матпомощи работникам», 

— заявил Дрозденко.

Как выяснилось, более половины задолженности в регионе — 49 миллионов рублей — приходится на предприятие-банкрот «Волховнефтехим». Его сотрудники уже около года сидят вообще без зарплаты, и выплата хотя бы ее части наверняка станет для них лучшим новогодним подарком. По словам Дрозденко, в правительстве Ленобласти до последнего надеялись, что конкурсный управляющий «Волховнефтехима» успеет реализовать имущество предприятия до Нового года, но этого не произошло. В первую очередь чиновники намерены поддержать «тех, кто больше всего нуждается» — семьи с детьми и тех, у кого родственики работали на предприятии-банкроте. Впрочем, пока неизвестно, о какой именно сумме «помощи» может идти речь — Дрозденко прямо сообщил, что отказ от премий будет добровольным решением чиновников. И заставлять их остаться без премии лично он не будет. 

С одной стороны, легко принять этот шаг Дрозденко за «жест доброй воли». На деле это не совсем так. Острое желание поделиться премией с рабочими могло возникнуть у областных чиновников после прошедшего в тот же день совещания в правительстве РФ, где обсуждалась проблема задолженности по зарплатам в России. В ходе совещания премьер Дмитрий Медведев прямо упомянул Ленобласть в числе «проблемных» регионов (общий размер долгов по зарплате, по его данным, составляет там 93,5 млн рублей). Реакция Дрозденко на эти слова, как видно, оказалась незамедлительной. 

При этом прозорливый Дрозденко учел и еще один федеральный тренд. Только в начале декабря правительство РФ одобрило законопроект, позволяющий погашать долги по зарплате перед работниками банкротящихся предприятий за счет средств бюджетов регионов. Публично объявив о передаче чиновничьих премий в адрес работников предприятий Ленобласти, Дрозденко и здесь оказался «пионером» и «застрельщиком». 

В последнее время Дрозденко вообще зарекомендовал себя ярым реформатором. В ближайшие год-полтора он намерен сократить число чиновников в правительстве Ленобласти как минимум на 200 человек. Еще 300 сотрудников сократят в госучреждениях, аффилированных с Ленобластью. Кроме того, губернатор твердо намерен пересадить своих подчиненных со служебных машин, «зазря простаивающих весь день во дворах», на такси, работающие по заказам местных городских агрегаторов. 

Кроме того, он хочет перевести на аутсорсинг сферу питания чиновников и клининга в здании областного правительства. А также выдавать премии чиновникам исключительно по итогам работы — то есть, в отложенном порядке, по подведении итогов квартала или года. Новую систему губернатор назвал «позитивной мотивацией». Однако, считают эксперты, если административные реформы Дрозденко продолжатся в том же духе, то вскоре в его аппарате останутся работать лишь подвижники.

Эксперты говорят — в случае с премиями чиновников пример с руководства Ленобласти мог бы взять и Смольный. Ведь Петербург тоже попал в число регионов, «премированных» Минфином (по разным данным, для города сумма премии могла превысить 1 млрд рублей). И в Северной столице тоже хватает предприятий, задолжавших своим работникам по зарплате. По данным Комитета по труду и соцзащите, на 1 декабря общий размер задолженности в Петербурге составил 271,7 млн рублей. Однако в Смольном на этот счет предпочитают хранить молчание. То ли не хотят делиться премией с рядовыми горожанами. То ли считают — раз Медведев прямо не назвал Петербург в числе «проблемных» регионов, значит, все в порядке. Излишне говорить, что руководство города могло бы взять пример с Дрозденко и по части повышения эффективности работы госаппарата. Но об этом, судя по всему, в Смольном даже речи не идет.

В целом же, считают эксперты, практика выплат задолженности рабочим из премий чиновников выглядит, конечно, благородно, но несколько странно. По крайней мере, для цивилизованного государства. Судя по всему, это понимают и в правительстве. Поэтому на днях министр труда и соцзащиты Максим Топилин уже объявил, что Минтруд начал разрабатывать механизм создания специальных гарантийных фондов. Их задачей будет как раз погашение задолженности по зарплате перед работниками предприятий-банкротов. То, откуда они будут брать средства и как функционировать, станет ясно к середине следующего года. По данным Росстата, на 1 декабря 2017-го общая задолженность по зарплатам перед 51 тысячей работников составила более 3 млрд рублей. И из одних только премий чиновников ее не покроешь, как ни старайся.