Вадим Журавлев, Управляющий партнер брендингового агентства Weavers Brand Consultancy:

Инициатива создать понятные правила игры на поле «эко-био-органик» и предложить производителям добровольно пройти государственную сертификацию ограничит манипуляции этими значениями, поможет поддержать конкурентоспособность действительно «честных» брендов и усилит доверие потребителей к натуральной продукции.

Наценка продуктов с клеймами «эко», «органик», «био», «фермерский», по разным оценкам, в России составляет от 20 до 200%, которую потребители готовы платить. Люди хотят «честный» продукт с понятными потребительскими свойствами: свежесть, натуральность, вкус и польза для здоровья. При этом «обычные» продукты из супермаркета таковыми уже не воспринимаются.

Развитие массового промышленного производства и сетевого формата ретейла, преобладание федеральных игроков над региональными на полках магазинов, введение ТУ (менее строгих по сравнению с ГОСТ), увеличение срока годности продуктов (из-за более современных технологий) — всё это ведёт к росту недоверия потребителей к качеству пищевой продукции.

Количество страхов увеличивает развитие Интернета. В сети можно найти огромное количество статей и видеоматериалов о вреде индустриально произведенных продуктов. Таким образом, то, что всегда было нормой для производителей, начинает восприниматься потребителями как обман. Например, согласно данным Ромир, в 2017 году почти удвоилось (с 8 до 15%) количество россиян, недовольных качеством молока и молочных продуктов.

Динамика поисковых запросов в Google и Яндекс на запросы по ключевым словам «био-продукты», «фермерские продукты», «органические продукты» за последние 5 лет остается стабильной (в среднем 40-50 тыс. запросов по каждой теме в месяц). Желание быть здоровыми и переключаться на здоровое питание перестало быть для многих россиян трендом — теперь это повседневная реальность.

«Честность» тоже оказывается под сомнением из-за отсутствия законодательного регулирования и сертификации органической продукции. В итоге потребители определяют принадлежность брендов к категории «здоровых» зачастую только по визуальным кодам. Обилие зеленого цвета, природные образы, ощущение рукотворности в дизайне упаковки позволяют без труда занять свое место на рынке здорового питания.