Сегодня замдиректора Росгвардии Сергей Меликов заявил СМИ — это силовое ведомство намерено создать спецподразделения по борьбе с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). Оборудование и штат подразделений этой службы могут быть размещены на особо важных объектах — вроде атомных станций, правительственных зданий и т.д. Мойка78 решила привести список других полномочий, которые могут передать в ведение Росгвардии.

Росгвардия, или Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, была создана в апреле 2016-го указом президента. Эта структура, созданная на базе Внутренних войск МВД РФ, напрямую подчиняется Владимиру Путину. Руководит Росгвардией многолетний соратник президента, генерал Виктор Золотов, который много лет возглавлял службу личной охраны Путина.

На новом посту Золотов получил исключительные полномочия — он перевел в состав Росгвардии не только внутренние войска, но и ОМОН, СОБР, вневедомственную охрану и ряд других структур, ранее находившихся в ведении МВД. Формирование Росгвардии должно завершиться к середине 2018-го. По прогнозам экспертов, в итоге ее личный состав превысит 350 тысяч человек. Это сделает ее одной из самых крупных силовых структур в России, а саму РФ – страной с самым большим числом силовиков на душу населения. 

Для выполнения своих задач — борьбы с терроризмом, охраны общественного порядка и важных государственных объектов — новую структуру снабдили широкими полномочиями. Например, бойцы Росгвардии могут стрелять без предупреждения в случаях, если промедление может стоить жизни военным или случайным гражданским. Росгвардейцы также могут применять в экстренных случаях бронетехнику и водометы — например, для отражения нападения или освобождения заложников. Также бойцы Росгвардии имеют право задерживать граждан, вскрывать любые транспортные средства, входить в любые помещения, обеспечивать режим ЧС или КТО и применять физическую силу, оружие и спецсредства.

Однако текущих полномочий Виктору Золотову, похоже, мало. Поэтому в прессе и силовых кругах постоянно муссируются слухи о возможном расширении их круга. Так, в ноябре 2017-го президент Путин внес в Госдуму законопроект, наделяющий Росгвардию полномочиями по охране глав регионов. Там прописано — «обеспечение безопасности глав субъектов РФ осуществляется только на договорной основе». 

Эксперты не сомневаются — этот закон будет принят одним из первых после начала весенней сессии ГД. И тогда росгвардейцы серьезно «подвинут» в регионах не только полицию, но и ГИБДД, которая раньше неотступно сопровождала губернаторов во всех их передвижениях в пространстве. Правда, при этом деньги за охрану региональных лидеров должны будут напрямую перечисляться в федеральный бюджет. 

Кроме того, по данным федеральных СМИ, сейчас в Кремле активно рассматривают вопрос о передаче Росгвардии еще одного ведомства из ведения МВД — Управления по борьбе с экстремизмом и государственной защите. Если эта передача состоится, то Росгвардия получит право на ведение оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Это значит, что Виктор Золотов получит право содержать дополнительный большой аппарат сотрудников, вести оперативный учет, устанавливать наружное наблюдение, «прослушку» и т.д.

Силовики уверены — это может повысить эффективность Росгвардии при решении задач на Северном Кавказе, где сейчас координация между гвардейцами и МВД затруднена по бюрократическим причинам. Наблюдатели считают — если Росгвардии реально передадут дополнительные полномочия, то это серьезно увеличит ее влияние в силовых кругах. И даже может привести к передаче в состав Росгвардии Центра «Э» МВД (центр по борьбе с экстремизмом).

Кроме того, перед Новым годом усилились слухи, что Росгвардии планируется дать право взаимодействовать со спецслужбами других стран, а также организовывать (на платной основе) подготовку кадров для местных силовиков. Конечно, часть этих разговоров может остаться на уровне слухов. Но скорость и упорство, с которыми экс-глава личной охраны президента подминает под себя все новые полномочия, действительно впечатляют. 

Некоторые прогнозируют — при таких темпах на месте некогда скромных Внутренних войск может возникнуть едва ли не «аналог КГБ СССР» — сверхмогущественная структура, своего рода «государство в государстве». Впрочем, подчеркивают скептики, в конечном итоге Владимир Путин, несмотря на очень тесную связь с Виктором Золотовым, вряд ли решится создать такую «сверхструктуру» в России. Ведь такой шаг полностью нарушит нынешний баланс «сдержек и противовесов», существующий в отношениях между силовыми структурами РФ. 

По закону РФ, сейчас Росгвардии имеет следующие полномочия:

1.Охрана общественного порядка совместно с МВД

2.Борьба с терроризмом и обеспечение контртеррористических операций

3.Борьба с экстремизмом и территориальная оборона РФ

4.Охрана важнейших гособъектов и специальных грузов

5.Содействие пограничникам в охране госграницы

6.Контроль за оборотом оружия

7.Охрана объектов топливно-энергетического комплекса и гражданской авиации

8.Контроль над использованием любых средств связи во время чрезвычайных ситуаций

9.Участие в миротворческих операциях