Рынок баннерной рекламы неуклонно сокращается, доходы независимых издателей, в том числе петербургских, падают. Многие владельцы СМИ пытаются компенсировать потери и «мигрируют» в новые для себя сферы деятельности. Сейчас уже можно говорить, что это превратилось в устойчивый тренд.

В Петербурге издатели, похоже, решили заняться недвижимостью и событийным маркетингом.

Первой ласточкой стал «Бюллетень недвижимости». Эта компания занимается издательской деятельностью с 1997 года. Со временем владельцы набрались опыта, составили свою базу данных (ООО «БН.РУ») и от информирования перешли к сделкам с недвижимостью.

Сейчас связанные с «Бюллетенем» структуры ведут строительные работы, покупают и продают недвижимость, занимаются арендой, управлением и страхованием.

Еще один известный в Петербурге «мигрирующий» издатель — Алексей Разоренов. Долгое время он занимался информационными и пиар-проектами. Некоторые из его проектов так или иначе были связаны со строительством и недвижимостью.

Полученные опыт и связи не пропали даром. Сейчас Разоренов помимо своих основных проектов, связанных со СМИ, занимается покупкой и продажей земельных участков, организует поставки лесо- и стройматериалов. Среди его клиентов не только частные компании, но и госструктуры.

Порой издатели-«мигранты» выбирают более творческий подход. Например, как Максим Никитинский. В 2011 году он создал информационный интернет-портал «Деловая Афиша», где аккумулируется информация о деловой жизни Петербурга и Москвы.

За пять лет проект Никитинского столкнулся с финансовыми трудностями. В 2016-м издатель обновил сайт «Афиши» и открыл свой бизнес-кластер.

Сейчас этот кластер, названный «Дело», занимает более 300 «квадратов» на Лиговском проспекте. Часть своих площадей Никитинский сдает в аренду, часть использует для организации и проведения деловых встреч, разнообразных мероприятий, ориентированных на бизнесменов.

«Издательство — это затратный бизнес, низкорентабельный. В какой-то момент его становится трудно финансировать. В целом сфера непростая: многие хотят (заняться издательством), но когда сталкиваются, понимают, что там денег мало и много суеты», 

— уверен Никитинский.

Другой пример удачной «миграции» — Руслан Чернобаев, владелец компаний «Файнстрит». На издательском поприще он работал по двум направлениям: IT-рынок и дизайн интерьера.

Когда пришла пора развиваться, Чернобаев решил сконцентрироваться на втором пункте и взял в управление центр дизайна ArtPlay. Сейчас это многопрофильная площадка, культурно-развлекательный комплекс. Там можно арендовать помещения для своих целей, посетить выставки, найти специалистов по дизайну и архитектуре.

Наконец, «мигрировать» решил руководитель издательства PDG Андрей Добрый, в активе которого есть несколько популярных городских изданий (в частности, интернет-газета «Neva Today»).

Как и многие коллеги, Добрый занялся событийным маркетингом, однако запускать дело с нуля не стал. Вместо этого издатель-«мигрант» предпочел вложиться в проект «Центр событий» и теперь развивает лофт-пространство на Московском проспекте. Естественно, с помощью своих информационных ресурсов.

«Кто-то уходит в свои ниши, кто-то уходит в другие среды типа Телеграмма. И еще один выход из той ситуации, которая длится на протяжении лет двух-трех и сейчас только усугубляется, — это как раз оффлайн», 

— считает Добрый.

Похоже, единственные, кто до сих пор не в тренде, — владельцы «Фонтанки». Остается только гадать, когда и, главное, куда они «мигрируют».