Телеведущая, светская львица, участник оппозиционных митингов Ксения Собчак баллотируется в президенты России. Чего она добивается, за чьей счет и ради кого — в материале «Мойки78».

В конце декабря 2017-го Собчак подала в ЦИК документы. Вскоре она объявила, что идет на выборы не ради победы, а для того, чтобы говорить о проблемах, которые сейчас замалчиваются.

Из последующих выступлений экс-телеведущий следовало, что в ходе президентской кампании она хочет закрепиться на политической арене и даже создать свою собственную партию.

«Сейчас, придя сама в эту большую игру, я смогу, условно говоря, пройти между Сциллой и Харибдой и прийти к своей мечте — создать силу, которая сможет со временем, не быстро, не через улицу, не через резолюцию, но реально зато изменить ситуацию», — говорила Собчак.

О новой партии, которую задумала телеведущая, известно немного. Сама Собчак рассказывала о «нормальной правой партии, которая набирает большой процент голосов, которая влияет на ситуацию».

Создавать ее телеведущая планирует на базе, которая формируется в ходе предвыборной гонки. Это, в первую очередь, оппозиционно настроенные граждане и те, кого не устраивает выдвинутые кандидаты (Собчак позиционирует себя как «кандидат против всех»).

Вместе с этим Ксения Собчак, по-видимому, рассчитывает на поддержку бизнеса. В одном из своих выступлений, говоря о пополнении избирательного счета, телеведущая заявила, что для предпринимателей «дать несколько миллионов на кампанию — это не очень большие деньги».

Напомним, что претенденты на высший государственный пост в России могут собрать на свою предвыборную кампанию не более 400 млн рублей. По состоянию на 15 января, на счету Собчак было около 80 млн.

В прошлом году она заявляла, что намерена потратить на кампанию около 40 млн рублей личных средств. После начала президентской гонки Собчак говорила, что привлекает средства при помощи краудфандинга.

Для сравнения: избирательный счет Владимира Путина собрал максимально возможные 400 млн в первые дни после открытия.

Впрочем, даже без таких серьезных ресурсов Собчак смогла добиться значительных результатов. Это впечатляет еще больше, если учесть, что до осени 2017-го телеведущая в политической жизни страны практически не участвовала.

Так, согласно январскому опросу ВЦИОМ, Собчак может занять третье место на выборах с 1,2% голосов. На втором месте разместятся Владимир Жириновский (ЛДПР) и Павел Грудинин (КПРФ) с 6% каждый, а первое место займет Владимир Путин, которого поддерживают почти три четверти россиян.

Примечательно, что такие ветераны как Борис Титов и Григорий Явлинский, по оценкам ВЦИОМ, могут рассчитывать менее чем на 1% голос каждый.

Возможно, такой успех Ксении Собчак обусловлен ее тактикой общения с потенциальными избирателями.

Как показывают исследования, ее основной электорат — люди до 35 лет. Для общения с ними телеведущая активно использует социальные сети. Все ее региональные штабы ежедневно публикуют отчеты о своей деятельности. Не останавливался этот процесс даже на время новогодних праздников.

Вместе с этим, Собчак работает над привлечением на свою сторону сторонников Навального. (Например, в ходе декабрьской пресс-конференции Владимира Путина Собчак дословно зачитала вопрос, предложенный Навальным). Также телеведущая заключила так называемый пакт о ненападении с кандидатом от «Яблока» Явлинским, а ранее заявляла о готовности снять свою кандидатуру в его пользу.

Помимо этого, Собчак зарабатывает очки на решении конкретных проблем в регионах.

Все эти акции проводятся на базе ее центрального штаба в Москве и штабов в регионах. Развитой инфраструктуры как, например, у КПРФ или «Единой России», у «кандидата против всех» нет.

Добавим, что Собчак не пользуется особой поддержкой СМИ. Ключевые события ее предвыборной кампании, естественно, освещаются (в том числе федеральными изданиями), но сказать, что журналисты как-то выделяют ее среди других кандидатов, нельзя.

Инфографика, «Мойка78»