На Петербург волнами обрушиваются «разводы» и «лохотроны». Горожане, как загипнотизированные, покупают ненужные пылесосы, чемоданчики с косметикой, БАДы и посуду. Записываются на приемы к косметологам и языковые курсы. И было бы прекрасно, если бы после этого они и впрямь помолодели на 20 лет и в совершенстве заговорили на английском. Но, увы, единственное изменение пока — похудевшие кошельки и чувство досады. 

Банк России в прошлом году запустил просветительский ресурс для формирования финансовой культуры населения, Минфин всерьез озаботился уровнем финансовой грамотности. И это, казалось бы, указывает на то, что россияне должны научиться считать деньги и понимать свои права. Однако людей, ставших жертвами агрессивного маркетинга, меньше не становится. Это подтвердил президент Общества защиты прав потребителей Анатолий Голов.     

«Раньше были пылесосы, потом фильтры для воды, биодобавки, косметика. Много чего. Последняя жалоба поступила на прибор, измеряющий уровень утечками газа в квартире. Постоянно придумывают что-то новое в этом плане. Причем наглая такая коммивояжёрская работа — занятие малопочтенное. Я думаю, что если оно и прибыльное, то только недолгий период. Люди быстро понимают, о чём идёт речь. Это становится общим достоянием, и ниша закрывается»,

— отметил Анатолий Голов.

Школа английского языка Speak Up

Один из самых долгоживущих примеров агрессивного маркетинга — школа английского языка Speak Up. Она существует уже десять лет и рекламирует в социальных сетях акции вроде «Выиграй год английского бесплатно». Оставившим заявку на участие звонят менеджеры Speak Up и сообщают о выигрыше. 

«В Фейсбуке мне выпала реклама о том, что можно поучаствовать в розыгрыше. Потом мне позвонили и сказали, что я выиграла какой-то сертификат, скидку. Мне стало интересно, и я пошла узнать. В школе мне рассчитали сумму обучения. Почти 93 тысячи рублей. Предложили сразу взять кредит, я сказала, что подумаю. Дома почитала отзывы о курсах и поняла, что люди платят кредиты, не получая знаний. И я отказалась»,

— рассказала «Мойке78» чуть не ставшая ученицей Speak Up Катерина.

Пришедшим, говорят что сертификатом можно оплатить лишь часть обучения. На многочисленных форумах пишут, что общая стоимость курсов примерно 170 тысяч рублей. С положенной сертификатом скидкой — около 100 тысяч.  Как объяснила Катерина, менеджер предлагает потенциальным ученикам варианты оплаты. Можно внести всю сумму сразу, к чему большинство оказываются не готовы. Или совершать ежемесячные платежи, но у этого способа есть один нюанс. Сотрудник школы завуалированно поясняет, что платить придется через банк и предлагает взять так называемый образовательный кредит.

«Мне сказали, что если я сейчас уйду, то скидка сгорит. И в следующий раз сумма будет больше»,

— вспоминает Катерина.

Таких, как Катерина, немало. На форумах и сайтах с отзывами о школе Speak Up множество гневных комментариев. История в большинстве случаев классическая. Человек видит рекламу в соцсетях, оставляет заявку, ему перезванивают, он приходит, узнаёт про кредит и убегает, а после строчит негативный отзыв на сайте. Но есть и такие, кто по неопытности и невнимательности влез в кредит.

Как пояснили в юридическом центре «Сиан», к которому часто обращаются ученики Speak Up, воодушевленные предложенными акциями и скидками, люди подписывают все предложенные документы, сами не ведая, что берут «образовательный кредит» в банке-партнере. Большинство из них даже не может объяснить, как подписали документы.

«Судя по количеству пострадавших, это скорее корпоративная этика, чем частные случаи. А такой агрессивный маркетинг сами сотрудники называют профессионализмом»,

— говорят в юридическом центре.

Несмотря на это Speak Up в Петербурге успешно работает уже 10 лет. На сайте школы за всеми предложениями скидок и баннерами можно найти и правила проведения акции «Выиграй год английского языка». В них Speak Up черным по белому даёт понять, что претензии со стороны юристов им не страшны. Всё в рамках закона.

«Клиент на этапе подписания договора просто не может не понять, что оплата будет осуществляться путем кредитования. Во-первых, договор с банком имеет порядка 5 страниц и на каждой написано «потребительской кредит», клиент собственноручно пишет: «С условиями кредитования ознакомлен и согласен». Далее на телефон студента приходит смс оповещение от банка с текстом: «Вам одобрен кредит на сумму ___ рублей. Во-вторых, слово «кредит» не единожды встречается в школьном договоре»,

— сообщили «Мойке78» в петербургской школе Speak Up.

Несколько незадачливых покупателей признавались, что покупки совершали на эмоциях. Никого из них под дулом пистолета приобретать пылесосы и подписывать договоры не заставляли. Проблема в том, что доверчивые горожане остаются бессильными против умелых продавцов. И не так важно, сколько еще судов против косметических брендов, языковых центров и фирм по производству пылесосов выиграют петербуржцы. Главное оружие против похудевших кошельков и чувства досады от совершения ненужной покупки — финансовая грамотность и чуть больше внимательности.