Исследователи установили возраст найденных в Израиле останков ранних представителей Homo sapiens. Выяснилось, что человек разумный покинул континент примерно на 100 000 лет раньше, чем считалось ранее.

Левую часть верхней челюсти с восемью зубами студенты обнаружили в израильской пещере Мислия еще в 2002 году. Она выглядела идентичной челюсти современного человека. Проведенные исследования позволили установить ее возраст. Он оказался старше ожидаемого как минимум на 100 000  лет.  Результаты исследований были опубликованы в журнале Science.

Современные методы датировки установили, что возраст челюсти от 175 000 до 200 000 лет. До этого открытия самые ранние человеческие окаменелости, найденные за пределами Африки, датировались от 90 000 до 120 000 лет.

«Нам предстоит переписать всю историю человека, не только нашего конкретного вида (Homo sapiens), но и других видов человека, которые обитали за пределами Африки в те времена»,

— заявил исследователь из Университета Тель-Авива.

Традиционно считается, что современные люди эволюционировали в Африке, а затем покинули ее в одной волне около 60 000 лет назад. И только после ухода с континента произошел короткий период скрещивания с неандертальцами. Это объясняет, почему сегодня люди европейского и азиатского происхождения почти не имеют генов неандертальцев и других древних видов.

По одной из версий выходцы из Африки принесли с собой в Европу тропические болезни, которые и уничтожили обезьяноподобных родственников. Другие утверждают, что неандертальцев убило внезапное похолодание. Однако большинство ученых считает, что неандертальцы вымерли в результате конкуренции с Homo sapiens.

Однако находка в Израиле говорит, что первая миграция произошла намного раньше, чем считалось. «Это также означает, что современные люди потенциально встречались и взаимодействовали в течение более длительного периода времени с другими архаичными группами людей и у них было больше возможностей для культурных и биологических обменов» – уверены ученые.

Археологические исследования показали, что жители пещеры Мислия охотились на крупную дичь и были способны не только поддерживать, но и разжигать огонь. Также они использовали инструменты палеолита, подобные найденным у самых ранних Homo sapiens в Африке.

Несколько недавних археологических открытий в Азии также отодвигают исход первой волны человека разумного из Африки. Вопрос, как и когда Homo sapiens покинули континент, является ключевыми для понимания эволюции современного человечества.