Жители Санкт-Петербурга как повинность несут ежемесячные платежи на текущий и капитальный ремонт, но получают угрожающие их жизням огромные сосульки. Холодные крыши — самый простой способ спасти дома от наледи, но средства на их обустройство, судя по итогам проверок чердаков, протекают мимо.

Пока технологии будущего, о которых мечтала экс-губернатор Валентина Матвиенко, призывая срезать сосули лазером, в реальность не воплотились. Но специалисты подсказали городу, ежегодно увеличивающему статистику пострадавших от упавших сосулек, простой и доступный способ избавить крыши от наледи.

Оказалось, сосульки не надо сбивать — надо добиться условий, при которых они не появляются или вырастают гораздо меньше. Этот метод получил название «холодных крыш». 

«Проветривать чердаки, засыпать керамзитом, трубы завернуть в специальный материал, который не будет отдавать тепло. Тогда не будет наледей или их будет меньше — это рекомендации Экспертного совета», — рассказали «Мойке 78» в Государственной жилищной инспекции. 

Чем ближе температура на чердаках к той, что царит на улице, тем меньше шансов у сосулек. Главное условие — изолировать все источники выделения тепла на чердаке. Так, трубы отопления надо упаковать в минераловатные цилиндры с алюминиевой фольгой. 

Задачу охладить чердаки вице-губернатор Николай Бондаренко поставил еще в 2016 году. Поручение было передано главам районов города. Но Госжилинспекция, проверив чердачные помещения домов Петербурга, выяснила — даже спустя два года воспользоваться простейшим способом избавления от сосулек в городе не особо торопятся.

Дома проверили выборочно во всех районах. Нарушения оказались одинаковыми: трубы упрятали не в рекомендованную специалистами минеральную вату, а в пенополистирол, где-то теплоизоляция отошла или ее вовсе нет в местах соединений и задвижек. Кроме того, чердаки оказались хранилищем строительного мусора и чьих-то вещей. 

Заизолировать чердаки более дешевыми материалами или вовсе не следить за тем, чтобы они оставались холодными  — понятный выбор, если учесть, сколько денег перечисляют жильцы домов на оплату ремонта и содержания общедомового имущества.

Напомним, снег идет в Петербурге с короткими перерывами с 4 февраля. Накануне в городе появилась первая жертва сосулек — на Васильевском острове погибла пенсионерка, на которую рухнула наледь с крыши дома №27 на улице Репина. Здание расселено и, по заверениям районной администрации, было огорожено предупреждающими лентами. Женщина зашла за ограждение, чтобы подкормить бездомных котов, и получила травмы, несовместимые с жизнью. 

Жилищный комитет грозит плохо очищающим крыши управляющим компаниям административной и уголовной ответственностью. От снега и льда предстоит освободить более 13,5 тыс. кровель. Районам поручено пополнить армию кровельщиков. Но если пройтись даже по старому центру, становится понятно — угроза в буквальном смысле нависает над горожанами почти с каждой крыши.

Война с сосульками (а при Валентине Матвиенко — с сосулями) — вечная петербургская проблема. Зимой 2010 года градоначальница заявляла о необходимости вооружить коммунальщиков лазерным противососулечным оружием.

«В XXI веке сбивать сосули ломами — это уже, извините меня, каменный век. Надо найти другой способ. Так, чтобы можно было срезать лазером, горячим паром»,

 — предлагала Матвиенко. 

Лазеры в народ не пошли. Отечественные разработчики придумали микроволновку от сосулек. Но и она не ушла в массы. Изобретение сотрудника ОО «ЛОЦАТТ «Аэрокомпьютер» Анатолия Рыбкина, работающее на основе СВЧ-излучения, тестируют второй год на крыше здания Комитета по строительству наб. реки Мойки д.76.

Пока ни лазеры, ни микроволновки Петербургу не помогают, «Мойка 78» предлагает фотографировать самые большие сосульки в городе и присылать снимки в редакцию. Автор фото самой красивой сосули Северной столицы получит приз — билеты на шоу «Однажды в России». Подробнее условия конкурса — в группе «Мойка 78» «ВКонтакте».