Авиакомпания «Саратовские авиалинии» временно приостанавливает эксплуатацию Ан-148. Останется ли перевозчик на рынке — пока неясно.

Администрация Оренбургской области уже сообщила, что намерена сменить авиакомпанию, работающую на маршруте «Москва — Орск», после крушения самолета Ан-148, принадлежавшего «Саратовским авиалиниям». О проведении внеплановых проверок уже объявили Ространснадзор и Росавиация.

Самолет, упавший 11 февраля с 65 пассажирами на борту, был выпущен в 2010 году. В парке «Саратовских авиалиний» он оказался в феврале 2017 года. Авиакомпания «Саратовские авиалинии» имеет в своем воздушном парке шесть самолетов АН-148-100.

Обычно после авиакатастроф с самолетами небольших авиакомпаний как федеральные, так и местные власти реагируют жестко. Вплоть до приостановки их деятельности. Так было, к примеру, после авиакатастрофы 7 сентября 2011 года.

Авиалайнер Як-42Д авиакомпании «Як Сервис» совершал международный чартерный рейс AKY 9633 по маршруту «Ярославль — Минск», а на его борту находился хоккейный клуб «Локомотив» (Ярославль). И уже 21 сентября по итогам внеплановой проверки авиакомпания прекратила операционную деятельность.

В 2011-2012 годах авиационные власти регулярно заявляли о намерении сократить количество перевозчиков. После «Як Сервис» дорога в небо была закрыта для «Кавминводыавиа», «Авианова»,  «Континент», «Авис-Амур», Jetalliance Vostok и многих других менее известных перевозчиков. Сокращение количества перевозчиков продолжалось и позднее, но большинство уходили с рынка самостоятельно — в силу финансовых причин.

По данным Минтранса, если в 1990-х годах работало 374 авиакомпании, то в 2011-м — только 137. На сегодняшний день их 111. И это число, вероятно, будет уменьшаться. В зоне риска находятся в первую очередь небольшие региональные авиакомпании. Считается, что их авиапарк менее надежен и они, стараясь экономить, уделяют недостаточное внимание вопросам безопасности авиаперевозок.

Аварии, конечно, случаются и у гигантов, но такие компании лидируют по уровню безопасности — меньшему количеству трагедий и происшествий. Сегодня на стадии согласования и подготовки к внесению в правительство находится 8 законопроектов, регулирующих российскую авиацию. Не исключено, что после катастрофы их количество вырастет.

Вполне может последовать предложение еще более сократить количество компаний. А региональные перевозки отдать крупным игрокам.

Они, впрочем, от таких предложений не в восторге. Работать региональными челноками гиганты рыка не стремятся. Внутренние маршруты, не связанные со столицей и заграницей, нерентабельны. Пока положение спасают меры господдержки региональных авиаперевозок. В прошлом году было реализовано 4 программы субсидирования на сумму около 7 млрд рублей, полеты выполнялись по 228 маршрутам, перевезено почти 1,4 млн человек.

Крушение самолета Ту-148 «Саратовских авиалиний» — крупнейшая авиакатастрофа в России с момента гибели 25 декабря 2016 года недалеко от Адлера самолета Ту-154 Министерства обороны РФ, летевшего в Сирию. Согласно недавнему отчету Aviation Safety Network, на конец 2017 года в течение 398 дней не упал ни один пассажирский самолет, выполняющий рейсы по расписанию.