К исчезновению неандертальцев могло привести отсутствие у них художественных навыков. Не научившись рисовать, они не смогли разработать необходимую для охоты координацию глаз и рук.

Новые исследования, проведенные в Калифорнийском университете, утверждают, что художественные способности тесно связаны с навыками охоты. Как для рисования, так и для охоты требуется координация рук и глаз. Неандертальцам этой координации не хватало. По мнению ученых, это и могло привести к их исчезновению.

В отличие от Homo sapiens, они не смогли оставить в истории узнаваемые изображения животных или людей. Искусство неандертальцев почти не известно и обнаруживается археологами крайне редко. Есть лишь единичные примеры. В частности, петроглифы, найденные в пещере Горама (Гибралтар).

Петроглифы, найденные в пещере Горама Фото:wikipedia.org

Неандертальцы (ископаемые древние люди) существовали главным образом в Евразии 120 000 — 35 000 лет назад. Они охотились на крупную дичь: лошадей, оленей, бизонов, которые не видели угрозы в двуногих и подпускали их почти вплотную к себе. Поэтому для охоты неандертальцы использовали толстые копья, которыми били с близкого расстояния. Фактически в упор.

Между тем, Homo sapiens еще до переселения из Африки и даже с территории к югу от Сахары были вынуждены перейти на метательное оружие для охоты на хищную или очень подвижную дичь. В результате у них лучше развилась область мозга, которая объединяет визуальные эффекты и моторные навыки. Это позволило им научиться рисовать. Что в свою очередь помогало в охоте, поскольку рисунок развивал координацию рук и глаз.

Профессор Ричард Косс, который преподавал рисование на ранних этапах своей академической карьеры, использовал фотографии и фильмы для изучения рисунка чернил и гравюр животных, сделанных людьми от 28 000 до 32 000 лет назад в пещере Chauvet-Pont-d’Arc Cave на юге Франции.

«Поскольку акт рисования усиливает навыки наблюдений, возможно, эти рисунки были полезны для концептуализации охоты, выбора уязвимых областей тела в качестве целей и содействия сплоченности групп «,

— отмечает ученый.

По словам профессора Ричарда Косса, появление рисунка скорее всего могло стать отправной точкой для дальнейшего развития Homo sapiens.  А неандертальцы рисовать похоже так и не научились.

Исследование было опубликовано в журнале Evolutionary Studies in Imaginative Culture.