Бывший «ночной губернатор» Петербурга, лидер «тамбовской» ОПГ Владимир Барсуков (Кумарин) и его подельники 1 марта впервые предстанут перед судом по обвинению в организации преступного сообщества (ОПС). На суде обвинение и защита будут спорить о том, сколько лет «тамбовцам». Следствие считает, что им всего — 13. Но «тамбовская» ОПГ гремела еще в «девяностые»! Если адвокаты докажут второе, то обвинение развалится.

Без обвинений в рейдерстве

В прошлом году Генеральная прокуратура (ГП) РФ направила в Куйбышевский районный суд Петербурга уголовное дело в отношении девяти фигурантов. На скамью подсудимых должны были сесть Владимир Барсуков, Вячеслав Дроков, Павел Цыганок, Дмитрий Малышев, Олег Кумище, Дмитрий Морин, Константин Семкин, Андрей Спивак и Анатолий Фролов. В совокупности обвинений им предъявляли организацию ОПС, участие в нем, рейдерские захваты и дачу взятки.

Если детально, Барсукова и его ближайшего помощника Дрокова ГП объявила лидерами «тамбовской» организованной преступной группы. Цыганок, по мнению следствия, был членом ОПС и, имея связи в налоговых органах, обеспечивал прохождение фиктивных документов, Малышева называют юристом ОПС, который обеспечивал сопровождение сделок, представляя интересы «тамбовского» сообщества в арбитражных судах. Морина, Сёмкина, Спивака и Фролова обвиняли в том, что за денежное вознаграждение они выступали фиктивными учредителями и директорами предприятий. Кумище, как считало следствие, координировал их работу.

По данным ГП, обвиняемые участвовали в рейдерских захватах ряда объектов недвижимости, расположенных в Петербурге и принадлежащих ООО «Универсам «Пулковский», СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», ЗАО «Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской» и другим компаниям.

«Участники группы подделывали учредительные документы компаний, оформляли доли в их уставном капитале на фиктивных участников, незаконно вносили изменения, касающиеся учредителей и генеральных директоров, в электронную базу ЕГРЮЛ. Обвиняемые совершали все это, в том числе подкупая должностных лиц», 

– сообщала Генеральная прокуратура РФ.

Но на предварительных слушаниях в Куйбышевском районном суде обвинения в рейдерских захватах и даче взяток было снято с фигурантов. Адвокаты доказали, что истек срок давности уголовного преследования по этим преступлениям. Таким образом, до рассмотрения дела по существу Генпрокуратура довела не всех своих фигурантов. Перед судом предстанут Барсуков и Дроков, которые обвиняются в организации «тамбовской» ОПС, Павел Цыганок и Дмитрий Малышев, обвиняющиеся в участии в деятельности «тамбовской» ОПГ. А остальные пятеро отпущены по домам.

Как пояснили их адвокаты, уголовное дело прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, но зато их доверители смогут, наконец, выезжать из Петербурга, чему уже много лет мешали взятые с них подписки о невыезде.

Сколько лет «тамбовцам»?

Но защитники ставят под сомнение и выстоявшее обвинение — организация ОПС и участие в нем.

Дело в том, что в первый раз это дело поступило в Куйбышевский районный суд в октябре прошлого года, но тогда суд вернул его в ГП, в связи с тем, что «не было указано место совершения особо тяжкого преступления, а именно — создания ОПС». Суд интересовала подсудность. Ведь рассматривать уголовное дело должны по месту совершения преступления. То есть, у судьи возник логичный вопрос — может, Барсукова надо судить в Тамбове? Были вопросы и к времени создания ОПС, что в данном случае важнее.

По версии следствия, тамбовская группировка была создана… в 2005 году… в Петербурге. То есть, по мнению обвинения, до 2005 года о «тамбовцах» никто ничего не слышал!? Между тем, они в девяностые годы прошлого века они уже гремели, уже тогда «тамбовцами» пугали детей и предпринимателей. При чем тут время создания? Дело в том, что срок давности уголовного преследования по особо тяжким преступлениям составляет 15 лет. Если «тамбовская» ОПС была создана в 2005 году, время еще есть. А если адвокаты обвиняемых докажут, что «тамбовская» ОПС была создана, например, в одном из тамбовских ресторанов дружным рукопожатием причастных лиц в ходе распития водки «Black Death» в 199-любом году (хотя есть свидетельства, что группировка была создана в конце «восьмидесятых»), то в данном случае суд должен будет прекратить уголовное преследование Барсукова, Дрокова, Цыганка и Малышева.

Барсуков в 2014 году вместе с подельниками Дроковым, Александром Корпушовым и Александром Меркуловым был осужден за рейдерские захваты ресторана «Петербургский уголок» и универсама «Смольнинский», отмывание денег и вымогательство. В 2016 году суд присяжных признал фигурантов виновными в покушении на убийство владельца Петербургского нефтяного терминала Сергея Васильева и в убийстве его охранника. По совокупности Барсуков приговорен к 23 годам лишения свободы, Дроков — к 20 годам лишения свободы. Срок отбытия наказания учитывает срок пребывания под стражей. Барсуков был задержан в 2007 году. То есть 10 лет он уже отсидел. И если Куйбышевский суд не добавит ему еще нескольких лет лишения свободы, то скоро Барсуков и Дроков смогут подавать ходатайства об условно-досрочном освобождении, и… «ночной губернатор» Петербурга возвращается!

«Тамбовская» ОПГ, которой, как считает следствие, руководил Кумарин, затем сменивший фамилию и ставший Барсуковым, была одним из самых влиятельных и жестоких преступных сообществ Петербурга на рубеже 1990-2000 годов. По данным СМИ, создана она была еще в конце 1980 годов из молодых спортсменов, прежде всего, из Тамбовской области.