В морозах, накрывших Петербург, виновато потепление в Арктике. Сейчас она переживает одну из самых теплых зим в истории, а температура на Северном полюсе растет выше нуля.

Необычные климатические условия, которые, по словам ученых, «никогда не были такими предельными», вызывают разрушение полярного струйного потока. Этот поток несет ветры с востока на запад по всей планете, со скоростью до 320 км / ч, в верхних слоях атмосферы.

Исследователи говорят, что этой зимой более теплый воздух в Арктике сбил их с привычного курса и отправил в Европу.

Это связано с таянием арктических льдов. Именно лед обычно служит изолятором, разделяя тепло от поверхности воды и атмосферу. Таяние льда увеличивает температуру воздуха, и этот теплый воздух поднимается в верхнюю атмосферу меняя привычную розу ветров.

По данным Датского метеорологического института (DMI), во всем арктическом регионе температура в настоящее время выше нормы на 20 C. При этом в воскресенье, когда в Петербурге и многих других европейских городах столбики термометров опускались до 20 градусной отметки ниже нуля, на норвежском архипелаге Шпицберген температура была чуть выше нуля и на 13,4 C выше нормы.

Всемирная метеорологическая организация также заявила, что холод в Европе был вызван «внезапным стратосферным потеплением» над Северным полюсом, что привело к расколу в полярном вихре. В результате холодный арктический воздух направился на юг.

Ученые считают, что процесс проникновения холодного воздуха на юг, а теплого на север связан с глобальным потеплением и таянием арктических льдов.

Как сообщает британская DailyMail, согласно данным Национального центра данных по снегу и льду, ледовое покрытие Северного Ледовитого океана находится на рекордно низком уровне. В конце февраля оно распространялось на 14,1 миллиона квадратных километров. Это на миллион меньше, чем обычно, и сопоставимо с размерами Египта.

При этом существует большая проблема в выяснении, зависит ли арктическое потепление от действий человека. На северном полюсе сегодня нет метеорологических станций.

«То, что мы когда-то считали аномалиями, становится нормой»,

— считают некоторые исследователи.

Впрочем, с этим выводом, похоже, согласны не все. Главный синоптик Петербурга Александр Колесов на своей странице в Facebook написал, что «мороз, конечно, есть, но аномального холода нет».

И напомнил, что в третьей декаде февраля похожие температуры были в 2011 и 2001 годах. При этом морозы 1985 и 1986 годов были сильнее.

С ним согласны и метеорологи из Норвегии и Дании. «Были также недавние зимы с аналогичными отклонениями», — сообщил британским СМИ старший научный сотрудник Норвежского метеорологического института Расмус Бенэстад. А в DMI добавили: «На самом деле это не холодно. Это просто изменилось наше восприятие нормальной зимы».