Зеленый городок Сертолово активно прирастает новостройками и стонет в пробках на Выборгском шоссе — большая часть жителей ежедневно совершает вояж на работу в Петербург и обратно. Почти 10 лет сертоловчан кормят красивыми историями о том, как городок свяжут рельсами с Петербургом. Меняется только вид транспорта: трамвай, электричка и даже наземное метро. Только воз и ныне там, а жители городка томятся в очередях на маршрутки.
Еще в 2007 году при губернаторе Ленобласти Валерии Сердюкове, открывая участок КАД – Скотное, власти рассчитывали сократить трафик через пост ГИБДД «Осиновая Роща» и разгрузить дорогу Парголово–Огоньки. Не разгрузили до сих пор, хотя предлагали всевозможные варианты.
С 2011 года всплывали проекты появления легкорельсового трамвая от Озерков до Сертолово. В 2013 говорилось уже об одобренной правительством РФ программе развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти. Среди проектов снова называли строительство линий легкорельсового транспорта от Петербурга до Сертолово.
Легкорельсовый трамвай, по затее авторов проекта, не стоит в пробках, едет со скоростью до 30 км/ч и может за раз перевезти столько пассажиров, сколько доставили бы в Петербург 4 автобуса или 30 маршруток.
Министр транспорта РФ Максим Соколов заявлял, что идею легкорельса в Петербург и области воплотить гораздо легче, чем в московской агломерации, но трамвая так и не случилось. К дорогостоящему проекту подходили основательно — в ноябре 2014 было подписано соглашение с ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского». Компания собиралась участвовать в реализации линий легкорельса в Сертолово на основе государственно-частного партнерства и создать для спасительной дороги новые модели вагонов.
Весной 2015 года стало известно, что сертоловский легкорельс будет с китайским акцентом — правительство Ленобласти, Международный Фонд Инвестиционного сотрудничества и CIMM-CNR DALIAN CONSORTIUM договорились о концессии и готовили проект соглашения о прокладке и использовании линий легкого рельсового транспорта. Одна из веток должна была обеспечить скоростное пригородное сообщение между Сертолово и Петербургом.
Еще через два года проект предлагали уже другим представителям Поднебесной — делегатам из Внутренней Монголии, приехавшим встретиться с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко.
«У нас уже имеются подготовленные проектные разработки для строительства линий легкорельса из Петербурга во Всеволожск и Сертолово, а китайские партнеры имеют опыт организации аналогичных проектов как у себя на родине, так и в России»,
— отмечал Дрозденко.
А потом идею с ЛРТ променяли на электричку. Хотя проект строительства линии легкого рельсового транспорта Санкт-Петербург – Сертолово до сих пор висит на сайте Дирекции по развитию транспортной системы СПб и ЛО.
«Предпроектная документация разработана, в результате чего выбран и согласован с профильными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области вариант трассирования ЛРТ, определены конструктивно-технологические решения, произведена оценка сроков и затрат, связанных с выполнением инженерных изысканий, проектной документации, производства строительно-монтажных работ, с учетом применения механизма по схеме государственно-частного партнерства», — говорится на сайте. Последняя цена — 16,5 млрд рублей. Деньги собирались находить в складчину: федеральная казна, бюджеты города и области, а также инвестиции по схеме ГЧП.
Впрочем, несмотря на в течение многих лет лелеемый проект, власти соседних регионов вдруг передумали и решили пустить электричку. Объяснили такой шаг дороговизной легкорельса. В администрации Ленобласти почему-то уже называли цену в 22,3 млрд рублей. И противопоставляли проекту, под который усердно в течение многих лет искали инвестора, новую идею — электричку. Ее трассировка и цена были совершенно иными.
Электричка должна была пойти в Сертолово от Финляндского вокзала и стоить всего 4,5 млрд рублей. На радостях от такой экономии Александр Дрозденко и его петербургский коллега Георгий Полтавченко обратились к премьеру Дмитрию Медведеву.
Главы двух регионов в один голос заявили председателю правительства, что тянуть в Сертолово легкорельс — экономически нецелесообразно, а вот электричка — дешево и сердито. Зачем несколько лет надо было продвигать нецелесообразный проект и искать под него инвесторов в России и Китае — остается загадкой.
«Проект позволит не только обеспечить надежную транспортную связь жителей Сертолово с центром Санкт-Петербурга, снизит нагрузку на действующую улично-дорожную сеть, повысит инвестиционную привлекательность Сертолово, а также позволит значительно улучшить транспортную доступность национального медицинского центра онкологии им. Н.Н. Петрова, который расположен вблизи Сертолово, в поселке Песочный», — гласит письмо Медведеву.
Не придется заморачиваться и с инвесторами — к проект готово вступить АО «РЖД». Отметим, разговоры об электричке шли параллельно с проектами легкорельса. Шли даже споры о том, что за «птицы» будут летать между Петербургом и Сертолово — поезда «Ласточки» или дизельные ДТ-1, называемые «Дятлами». Рассматривали и вариант рельсовых автобусов.
Железнодорожный вариант уже проработан Дирекцией по развитию транспортной системы СПб и ЛО. Готова и предпроектная документация Согласно ей, электрички пойдут от Финляндского вокзала в Сертолово через Левашово.
Удешевить проект получилось благодаря существующему жд-пути между Сертолово и Левашово. Поезда будут курсировать со скоростью не выше 40 км/ч, для пассажиров построят платформы и вокзалы на остановках Песочный II и Сертолово. По последним данным, предпочтение отдано-таки «Ласточке» — составы сцепят из пяти вагонов. В каждый такой вагон вмещаются 822 человека.
«В часы «пик» будет курсировать 11 пар поездов. Таким образом, время перевозки по маршруту Финляндский вокзал – Сертолово составит 38 минут, а по маршруту Удельная – Сертолово 29 минут», — сообщает Дирекция.
Реализовать проект намерены за 2 года, сразу после того, как определятся с источником финансирования. Впрочем, обольщаться не стоит — ранее связать Петербург и Сертолово обещали к 2018, а потом к 2021 году. Пока же сертоловчанам которой год подряд приходится обсуждать слухи о трамвае или электричке, стоя в очередях на маршрутку.