Происхождение таинственных яйцевидных черепов возрастом 1,500 лет, обнаруженных в могилах на территории современной Баварии, оставалось тайной почти пол-столетия. Раскрыть её помогли генетические исследования.  Они выявили, что заостренные черепа — это останки женщин из гуннских племен, путешествовавших по Европе в поисках женихов.

Исследование показывает, что яйцеголовые невесты, которые жили в шестом веке нашей эры, вероятно, путешествовали на большие расстояния — от юго-восточной Европы (область, охватывающая регион вокруг современной Румынии, Болгарии и Сербии) до южной части современной Германии.

Долгое путешествие было, конечно, трудным, но награда, вероятно, была велика: брак помогал скреплять стратегические альянсы брачными союзами.

Иностранные невесты были погребены на кладбищах одного из германских племен, положившего начало современным баварцам. Открытие останков этих женщин озадачивало археологов на протяжении десятилетий. В раннем детстве, когда череп мягкий и податливый, можно изменить его форму.  Этот процесс известен как искусственная черепная деформация (ACD).

В некоторых культурах черепа в форме яйца воспринимались как идеал красоты и были признаком статуса или благородства. Но в германских племенах такого обычая не существовало.  Кроме того, женщины были похоронены с местными артефактами, следовательно, на момент смерти они уже принадлежали к местной культуре. При этом археологи не могли найти на кладбище детей с яйцевидными черепами.

Ученые предполагали, что яйцголовые женщины могли мигрировать в Баварию с территории современной Румынии, где черепная деформация практиковалась со второго веке нашей эры или из Азии, из племен гуннов, в обычаи которого также входила деформация женского черепа. Либо германские племена в Баварии также приняли практику изменения головы.

Чтобы решить эту загадку, ученые исследовали ДНК 36 взрослых, у  14 из которых были яйцевидные черепа.  В том числе шесть черепов с баварских кладбищ . Они также исследовали ДНК местного римского солдата и двух средневековых женщин из Крыма и Сербии.

В результате было установлено, что женщины с деформированным черепом генетически сильно отличаются от местных германских племен. Исследователи заявили, что мужчины и женщины с нормальными черепами, за исключением двух человек, генетически сходны с жителями северной и центральной Европы. Напротив, женщины с деформированными черепами в основном представляли южную и юго-восточную Европу. По крайней мере одна из женщин имела восточно-азиатскую родословную.

«Женщины с деформированными черепами, найденными в средневековой Баварии, вероятно, мигрировали из юго-восточной Европы, региона, который не только содержит самые ранние известные европейские погребения с ACD, но также и самое большое их скопление»,

— отметили, исследователи.

По их мнению, учитывая разнообразие женщин с чужеродными черепами, возможно, что некоторые из них пришли из юго-восточных европейских племен, таких как гепиды, и азиатских племен, таких как гунны. Или, возможно, все женщины приехали из юго-восточной Европы, которая к тому времени уже была плавильным котлом из местных и азиатских племен.

Анализ ДНК также показал, что гуннские невесты были очень экзотичны для Баварии. У большинства, вероятно, были карие глаза и каштановые волосы.

Как сообщает Livescience, исследование было опубликовано журнале «Труды Национальной академии наук» .