Предки современных людей, возможно, занимались сексом с неизвестным видом древних гоминидов и имели совместных детей.

К такому выводу ученые пришли, изучив более 5600 последовательностей цельного генома у людей из Европы, Азии, Америки и Океании и сравнив их с геномом Денисовского человека.

В результате выяснилось, что наши предки спаривались с денисовцами по крайней мере в двух разных волнах межвидового секса.

Новое исследование, опубликованное в научном журнале Cell, указывает, что речь идет не о единичных сексуальных контактах, а о более масштабном межвидовом сексе. И человеческая ДНК показывает признаки двух волн денисовских генов.

Ранее считалось, что денисовцы оставили свой след в ДНК некоторых австралийцев — особенно людей из Папуа-Новой Гвинеи. Но исследовательская группа под руководством Шарона Браунинга, профессора в Вашингтонском университете, выявила два разных современных генома человека — один из Океании, а другой из Восточной Азии — имеющих отчетливую денисовскую родословную.

Эти совершенно разные геномы предполагают наличие по меньшей мере двух отдельных периодов доисторического смешивания между 200 000 и 50 000 лет назад.

Это может означать, что денисовцы были широко распространены в Азии и, по-видимому, успешно сосуществовали с предками современных людей, чтобы иметь с ними детей в двух разных частях древнего мира. При этом в геномах денисовцев обнаружен вклад ещё одной неизвестной популяции Homo sapiens. В будущем ученые хотят расширить исследования и включить в него больше представителей азиатского населения, а также коренных американцев и африканцев.

«Мы хотим посмотреть по всему миру, чтобы увидеть, можем ли мы найти доказательства скрещивания с другими архаичными людьми, — сказал доктор Браунинг. — Есть признаки того, что смешивание с архаичными людьми происходит в Африке, но, учитывая более теплый климат, никто еще не нашел африканских архаических человеческих окаменелостей с достаточной ДНК для секвенирования».

То что неизвестный науке вид гоминидов мог существовать вполне вероятно. К примеру, о денисовцах наука ничего не знала до 2008 года. И сегодня знает не особенно много. Этот вид или подвид вымерших людей стал известен по фрагментарному материалу из Денисовой пещеры в Солонешенском районе Алтайского края РФ.

Здесь были обнаружены кость последней фаланги пальца руки ребёнка, три коренных зуба и, возможно, фаланга пальца ноги. Исследования генома показали, что денисовцы были темнокожие, темноглазые, темноволосые. Из-за скудости фрагментов восстановление облика денисовского человека пока невозможно. Но эти фрагменты дали почти полный геном, который ученые изучают с момента его первого секвенирования в 2010 году.

В частности, анализ ДНК показал, что денисовцы занимались межвидовым сексом с предками местных жителей Меланезии. Также известно, что они разошлись с близкими родственниками, неандертальцами, около 400 000 лет назад, и что обе группы расходились с Homo sapiens около 600 000 лет назад.

Позже, когда наши предки покинули Африку и распространились в Европу и Азию, они столкнулись с неандертальцами и денисовцами и занимались с ними сексом. В результате общих генов у современного человека и неандертальца от 1 % до 4 % в различных популяциях (за исключением коренных жителей Африки, у которых неандертальские гены отсутствуют).

А в геноме некоторых австралийцев — особенно людей из Папуа-Новой Гвинеи обнаружено около 5 % общих с денисовским человеком генов. Один из этих генов Denisovan предоставляет современным тибетцам критическую адаптацию, которая позволяет им выживать на больших высотах.