Одна из старейших ленинградских рок-групп «Кочевники-Савояры» 3 апреля выступит в нашем городе с концертом в память о своем основателе Евгении Леонове. О том, как формировался музыкальный коллектив, как он начинал играть рок-музыку, о том, что вообще такое отечественный рок, «Мойка78» побеседовала с вокалистом Владимиром Фадеевым.

Мойка78: С чего начался путь «Кочевников-Савояров»?

Владимир Фадеев: В центре города, в переулке Джамбула родился в семье обыкновенных людей мальчик Женя Леонов. Он вырос. Ему нравилась музыка Элвиса Пресли, рок-королей. Он послушал и стал играть на гитаре… Потом Beatles пришли… И вот, в 1965 году он создал группу свою. В нее входили Николай Гречушников, Юрий Гришин, Виктор Гронин, Вася Забелкин.

В 1967 году они начали серьезно работать. Леонов познакомился с Олегом Кукиным, который пошел в училище при консерватории и нашел там двух молодых людей. Один обучался там по классу скрипки, другой — по классу рояля. Одного звали Сергей Боярский, другого звали Георгий Широков, который впоследствии отыграл 30 лет в Кировском театре.

Вокалист рок-группы «Кочевники-Савояры» Владимир Фадеев. Фото предоставлено группой.

Они стали музицировать, в 1967 году состоялся первый фестиваль, на котором «Кочевники» сразу заняли первое место.

Мойка78: А чем эта группа отличалась от других команд?

Владимир Фадеев: Отличались тем, что не пели на английском языке, а запели сразу свои песни, стали петь на русском языке. Тогда шли большие споры о том, можно ли рок петь на русском языке или нельзя. К выяснилось — можно.

Я увидел в первый раз «Кочевников» в 1968 году, которые уже на другом конкурсе заняли первое место. Меня пригласили, и мы целый 69-й год играли вместе, а потом пути разошлись… Один поступил в консерваторию, другой — в театральный институт.

Мойка78: Но группа не распалась?

Владимир Фадеев: Мы продолжали музицировать. Был такой Алексей Григорьевич Котов. Он был бессменным — с 69-го года по 90-й — музыкальным руководителем группы «Кочевники».

Мы стали играть на профессиональной сцене, а там были запрещены такие названия. Ну что это за кочевники такие? Кочевой образ жизни отменен декретом Ленина от 1918 года…

Мойка78: И вы добавили слово «Савояры». Откуда оно появилось?

Владимир Фадеев: Во Франции есть такой департамент, называется: «Савоя». Оттуда пошли городские музыканты, они пели на злобу дня, частушки про королей. Им все сходило с рук. Есть у Гюго «Отверженные». Там мальчик-савояр присутствует…

Нашел это название Алексей Григорьевич Котов. Но мы не стали выбрасывать наше старое название. Получилось «Кочевники-Савояры».

Леонов — градоначальник этой нашей группы — 29 января этого года из-за трагической случайности ушел из жизни. И концерт, который состоится, мы посвятим Жене…

Мойка78: Вы будете играть те песни, которые написаны с его участием, или что-то новое?

Владимир Фадеев: И те, что написаны раньше, и те, которые мы сделали сейчас. Мы редактировали, осовременили какие-то песни. Конечно, мы не играем в том первоначальном своем звучании.

Есть песни, которые написал — и текст, и музыку — Женя (Леонов). Есть песни, которые полностью написал Леша (Котов)…

Есть песни на профессиональную поэзию — Лев Яковлевич Горбовский, Вадим Шефнер и Даже Николай Алексеевич Некрасов… Будет песенка такая «Кому на Руси жить хорошо» из поэмы.

И вот для Жени, в память о нем мы будем играть все, что сможем…

Мойка78: Вы рассказали, что в 60-е, когда группа только появилась, вы чуть ли не первые начали петь на русском языке…

Владимир Фадеев: Только на русском. Еще никто не пел, Макаревич приезжал сюда в Петербург послушать, ему было 15 лет. Приезжал — постоять, послушать, какие тут ребята поют (смеется).

Мы потом не попали на фестиваль в Тбилиси в 70-х. Мы уже были профессионалами, надо было ехать туда, а мы не поехали. Это была наша ошибка. А там как раз появились — «Машина времени», «Аквариум», «Круиз»…

Ну, кто-то выжил, кто-то остался. У кого-то музыка изменилась, у кого-то — нет. А мы попытались все соединить: ту рок-музыку, которую мы любили, с текстами русскими…

Мойка78: А что, как вы считаете, можно называть русским роком? У вас есть какое-то свое определение?

Владимир Фадеев: Сложно сказать… Настоящий классический рок-н-ролл у нас не играют.

Надо понимать, что музыка эта пришла с Запада — это национальная (американская — прим. ред.) музыка. А у нас другой лад, русская музыка — она другая…

Откуда взялся рок-н-рол? Такой дяденька появился в свое время, Алан Фрид. Они пришел в студию Би-Би-Си и попросил, чтоб ему предоставили прямой эфир.

В начале программа так и называлась «Рок-н-ролл», но это не имело отношения к музыке, это были встречи деловых людей… Программа расширялась, и Алан понял, что нужно, чтобы звучала музыка, и он пригласил гениальных музыкантов…

И был выпущен джин из бутылки. Рок-н-рол завоевал весь мир. Это было настоящее сумасшествие.

А у нас не было этой жизни, мы были лишены этого. У нас была «цыганочка», различные польки да романсы. Это к рок-н-роллу никакого отношения не имело.

Так вот, такая мелодия и такие слова, которые можно положить под эту музыку (западный рок-н-ролл — прим.ред.), этот ритм — и есть русский рок. Лад-то у нас, у русской музыки другой…

И мы всю жизнь этим занимаем, нам это нравится. Если кто-то хочет прийти 3 апреля, пускай придет — послушает. Думаю, плеваться не будет (смеется).