Владельцы недвижимости недовольны расчетами кадастровой стоимости. Они массово идут в суд, требуя переоценки недвижимости и, как следствие, перерасчета налога. В подавляющем большинстве иски удовлетворяются. Об этом на расширенном совещании заявил председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. 

За минувший год было рассмотрено более 16 тысяч дел о пересмотре кадастровой стоимости, что на 23% больше, чем в 2016 году. Из них 97% заявлений были удовлетворены. Все это говорит о системной проблеме. Видимо, поэтому на днях Владимир Путин дал поручение правительству: решить данный вопрос до середины лета. 

Вполне вероятно, что на этот период времени налог на имущество для физических лиц будет временно заморожен. 

По определению администрации Санкт-Петербурга, кадастровая стоимость квартиры — это своего рода «рыночная оценка» недвижимости, установленная без индивидуальных особенностей квартиры. Она определяется месторасположением объекта, стоимостью квартир в том же районе. При этом такая цена может разниться с реальной как в большую, так и в меньшую сторону. Впрочем, если владельцы недвижимости не согласны с расчетами кадастровой стоимостью, они могут оспорить их в судебном порядке, что и происходит день ото дня. Поскольку иногда оказывается, что рыночная цена на квартиру значительно ниже кадастровой стоимости. А ведь именно последняя определяет величину налога на землю, а также на имущество. 

Директор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, декан факультета экономики недвижимости Елена Иванкина считает, что налог необходимо сделать посильным для граждан. «Он не может быть основным источником наполнения доходов бюджета. Во всем мире налог на недвижимость является источником наполнения местных бюджетов, но никогда не является источником наполнения федеральных», — объясняет эксперт корреспонденту «Мойки 78». 

«Кадастровая стоимость возникла у нас в 2001 году, когда был принят Земельный кодекс РФ. В частности, в одной статье говорится, что кадастровая стоимость может использоваться в целях налогообложения и иных целях, предусмотренных законом, а в другой статье, что кадастровая стоимость определяется в процентах от рыночной. В период с 2001 по 2009 года это касалось только промышленных предприятий. И в 2006 году мы столкнулись с «потрясающей» ситуацией: мы делали анализ кадастровой стоимости в Саратовской области на двух вологодских заводах. И получилось, что рыночная стоимость в 600 раз ниже кадастровой, — рассказывает эксперт. — В результате предприятие обратилось в суд, а им сказали, что ничего не могут сделать, так как в законе не прописано, по какому проценту считать. Столь безвыходное положение и привело к пересмотру статей: в 2009 году приняли постановление, по которому кадастровая стоимость не может превышать рыночную. А затем возникло налогообложение объектов коммерческой недвижимости, торговых и офисных центров, а после все это перешло на недвижимость, принадлежащую гражданам — дома, квартиры, гаражи. Однако вопрос — как рассчитать кадастровую стоимость — остается актуальным и по сей день».

По словам эксперта, российские чиновники допустили серьезную методологическую ошибку. Если на Западе кадастровая стоимость всегда рассчитывается не более чем в 10-30% от рыночной, и это сделано в интересах налогоплательщика, то в России и странах СНГ кадастровая стоимость — это 100% к рыночной. «Вот уже 2 года люди платят завышенные налоги, поскольку рынок идет вниз. И платят они из расчета 100% вместо 10%. Нам срочно нужно менять методологию и четко прописывать, сколько должна составлять кадастровая стоимость от рыночной на момент установления цены. Тогда и не будет таких диких ситуаций, когда налоги за дом исчисляются миллионами», — заключает Иванкина.