Работающие в Санкт-Петербурге девелоперы опасаются градозащитников, которые под флагом сохранения объектов культурного наследия ЮНЕСКО не дадут им реализовывать крупные проекты. Между тем риск потерять место в списке ЮНЕСКО — прямая угроза притоку туристов и инвестиций. Похоже, Смольному предстоит сложный выбор между репутацией и удовлетворением частных интересов девелоперов.

Напомним, Городской суд Санкт-Петербурга признал незаконным постановление правительства Северной столицы, утвердившее проект планировки квартала у Пулковской обсерватории. Активисты, борющиеся против стройки, подчеркивали — по территории квартала, где намеревались возводить «Планетоград», «Город Цветов» и «Пулковские высоты», проходит Блокадное кольцо — находящийся под охраной ЮНЕСКО памятник. Сама Пулковская обсерватория также входит в охраняемый ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников».

Так зачем же городу охранная грамота ЮНЕСКО, которая, по словам застройщиков, только тормозит развитие Петербурга? Почему Северная столица соглашается оставаться сжатой в рамках требований этой организации? Нет Петербурга в списке памятников ЮНЕСКО — нет проблем: сноси, строй, переделывай, зарабатывай деньги на новых квадратных метрах.

В списке объектов культурного наследия ЮНЕСКО сегодня — 29 памятников России. Самым первым в список ЮНЕСКО в России попал Санкт-Петербург. Объект «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» включен в список в 1990 году. Это самый большой в мире находящийся под охраной объект: 36 компонентов и 86 элементов сразу в двух регионах — Петербурге и Ленобласти. Площадь гигантского памятника составляет более 23 тыс. гектаров: это и форты Кронштадта, и крепость Орешек, и дворцово-парковые ансамбли Пушкина, Павловска, Гатчины и Петергофа, Сестрорецкий Разлив, вся Нева с берегами и набережными, Дудергофские высоты и Зеленый пояс Славы с Дорогой жизни.

Включение в список стало огромной репутационной победой Санкт-Петербурга — он в буквальном смысле попал в элитный клуб, членство в котором гарантирует интерес иностранных туристов, внимание инвесторов, проведение значимых международных мероприятий. 

Попасть в самый престижный в мире список памятников непросто. СССР для этого еще в 1988 году ратифицировал Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия и открыл тем самым для памятников страны путь в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Петербург удостоился чести попасть в список раньше Московского Кремля и Красной площади, Байкала и вулканов Камчатки. 

Логотип ЮНЕСКО — гарантия повышенного интереса и финансовых потоков. Это своеобразная мишленовская звезда, но не для ресторана, а для памятника. В масштабах объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» такая звезда — на всем городе. Потерять статус памятника ЮНЕСКО — это сильнейший репутационный удар, угроза туристической сфере, финансовый крах для многочисленных ресторанов, кафе, гостиниц, отелей и музеев Санкт-Петербурга. Для государства это уже позор международного уровня, так как власти не смогли сохранить ценный памятник. 

Петербург уже получал предупреждение от ЮНЕСКО, когда собирался возводить Охта-центр. Башня аккурат напротив Смольного собора едва не стоила городу престижного статуса. Вышвырнуть Северную столицу из списка ЮНЕСКО грозили несколько лет подряд. Исторический центр Санкт-Петербурга мог попасть в так называемый красный список. Шансов вернуться из него — крайне мало. Тогда город удержал статус, отказавшись от проекта Охта-центра. 

Теперь аппетиты девелоперов и их деньги снова могут поставить под угрозу место Петербурга в списке ЮНЕСКО. Губернатору города Георгию Полтавченко и главе КГИОП Сергею Макарову стоит задуматься, чьи интересы они представляют, и что принесет Северной столице больше экономической пользы и международного веса: статус памятника ЮНЕСКО и растущий поток туристов или потеря этого статуса и лоббирование интересов девелоперов. 

Справка «Мойки 78»: за все время существования списка Всемирного наследия ЮНЕСКО из него исключили только два объекта. 

Первый — заповедник аравийских антилоп в Омане. Власти страны урезали охраняемую территорию на 90 процентов, к 2007 году, когда заповедник вычеркнули из списка, из 450 ценнейших антилоп в живых оставалось только 65 особей. Приносить потомство могли и вовсе только 8 из уцелевших животных.

Вторым статус памятника потеряла долина реки Эльбы в Дрездене. Эксперты ЮНЕСКО исключили ее из перечня из-за строительства транспортного моста. Обер-бургомистр Дрездена проигнорировала требования ЮНЕСКО остановить работы, а суд города отклонил все жалобы градозащитников.