Трагедия в Кемерово обросла за трое суток массой подробностей, которые на поверку оказались ложью. Аудиозаписи в чатах «ВотсАппа», слухи о сотнях погибших, переполненных моргах и десятках вырытых могил — все это мы уже проходили после потопа в Крымске. Верили тогда и поверили снова. Почему в моменты масштабных катастроф люди множат фейки и верят фейкам? 

Психоаналитик Артем Баранов подчеркивает: в момент таких трагедий, как пожар в Кемерово, люди испытывают сильное потрясение, а затем возникает так называемое психическое заражение. Еще одна причина особенно острой реакции на пожар в ТЦ «Зимняя вишня» — факт смерти множества детей. Сейчас в стране особое отношение к детям и детству, но так было не всегда. Как отмечает эксперт, еще 150 лет назад гибель детей не вызвала бы массового психоза.

Взвинченные, потерянные, нашпигованные бесконечным потоком информации из выпусков новостей, соцсетей, Ютуб-каналов, люди начинают верить всему, потеряв навык критического осмысления информации. 

«Они начинают верить буквально всему. Тем более мы видели масштабы трагедии. На людей, живущих в Петербурге, возымело большое действие то, как это показано. Масштабы выгоревшего торгового центра заставляют думать о том, что там происходило. Это апокалиптический сюжет как из голливудского фильма. Наше воображение дорисовывает туда много жертв. Плюс появляются эти аудиосообщения будто от реальных людей. Кроме того, все это подстегивается роликами с камер видеонаблюдения. На этом фоне появляются выступления блогеров, которые начинают тему очень сильно подогревать, причем в их словах больше читается политический подтекст, а не вопрос сострадания. Они ножом ковыряют еще свежую рану. А если вам начинают рану ковырять, вы будете реагировать физически — будете сильно вовлечены»,

 — объяснил эксперт «Мойке78» процесс возникновения слухов и зарождения веры в них.

Имеет место и момент аффекта. Люди идентифицируют себя с пережившими трагедию в Кемерово — с родителями погибших детей. Особенно остро реагируют женщины. Момент критического осмысления полностью отключается, включается вера в сарафанное радио.

«В человеческой ментальности, особенно в русской, — верить подпольным слухам. Верить им больше, чем официальной информации. Нам кажется, что нас могут обмануть, вспоминается Чернобыльская авария, когда занижались последствия и значимость этой катастрофы. Недоверие к официальным версиям у нас — на уровне культурного кода. Мы больше склонны верить версиям, которые приходят из переписок в мессенджерах», — отмечает Артем Баранов.

Отметим, фейки о трагедии в Кемерово разрослись, в том числе, на фоне молчания местных властей. Чудовищный вброс украинского пранкера Евгения Вольнова упал в благодатную почву — жители Кемерова не имели официальной информации, на связь с ними долгое время не выходил ни один чиновник, а губернатор области Аман Тулеев только сегодня дозрел до видеообращения. Решать проблему местные чиновники начали только накануне, причем странными способами, например, стоянием на коленях. 

Психоаналитик Артем Баранов советует прожить траур по погибшим в Кемерово. Вести себя так, как подсказывают душевные переживания. Не отстраняться от трагедии, не отказывать себе в этой эмоции и не бояться своего тяжелого чувства. 

«Это хорошо, что люди сплачиваются не только в радости — мы можем прожить вместе и беду. И это даже не вопрос единства, а вопрос личного горя — чужого, но которое касается каждого. Такой момент позволяет людям понять о себе что-то новое», — отмечает психоаналитик. 

Он рекомендует честно спросить себя о причинах переживаний. «Я делаю это из-за вовлечения в массовую историю или меня это действительно трогает?» Если трогает лично, то это чувство не стоит вытеснять, а надо пережить любым приемлемым для себя способом. 

«Это известный момент из любой практики — чем больше ты что-то вытесняешь, тем больше это рвется наружу», — резюмировал Артем Баранов.

Напомним, пожар в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово произошел 25 марта. Его жертвами стали 64 человека, 41 из них — дети. Возбуждено уголовное дело, задержаны пять человек. По всей стране начались проверки пожарной безопасности в торговых центрах.