Общероссийский народный фронт предлагает в обязательном порядке публиковать в открытом доступе фотоотчеты со строительства дорог. Соответствующий проект закона даже внесли в Госдуму, однако из-за критики правительства сняли с рассмотрения. О сути идеи, этапах ее рассмотрения — читайте в материале «Мойки78».

Впервые об идее публичных фотоотчетов строителей заговорили в ноябре 2015 года. На встрече с президентом Владимиром Путиным активисты ОНФ предложили обязать строителей, исполняющих госконтракты, готовить фотоотчеты и публиковать их в открытом доступе.

Глава государства идею поддержал и дал поручение реализовать ее на практике. Спустя год, в декабре 2016-го, член Совета Федерации Вадим Харлов внес в Госдуму соответствующий законопроект.

Сделаем небольшое отступление. В типовых госконтрактах уже давно есть пункт об обязательной фотофиксации этапов строительства, однако какой-то особо заметной пользы это не приносит.

В пример можно привести историю с ремонтом улицы Луговой в поселке Металлострой Колпинского поселка Петербурга. Там местная администрация объявила конкурс на ремонт улицы Луговой.

В разделе «О документации» был пункт: «Необходимо следующее: … (выполнить) фотофиксацию выполняемых работ, в том числе фотофиксацию скрытых работ по слоям».

Ремонт был выполнен, местные власти приняли работу. Спустя примерно год, еще до окончания гарантийного срока, отремонтированная дорога пришла в негодность.

Неизвестно, проверяли ли власти Металлостроя фотоотчет и кто в итоге был виноват, но повторный ремонт пришлось организовать опять за счет бюджета. (Подробнее об этом читайте здесь.)

Пункт об обязательной фотофиксации есть в каждом госконтракте на строительство. Например — в конкурсной документации на ремонт Садовой улицы в центре Петербурга. И в любом другом контракте на ремонт/строительство дорог в нашем городе.

Чем отличается нынешняя система о того, что предлагают в ОНФ? В законопроекте, который внес в Госдуму Вадим Харлов, речь идет об обязательной публикации фотоотчетов в открытом доступе.

Нужно это, по-видимому, для того, чтобы все заинтересованные могли своими глазами убедиться в честности строительства, а не верить бизнесменам и властям на слово. Другими словами — чтобы облегчить народный контроль.

Предложенный сенатором документ пролежал в Госдуме больше года. В марте 2018-го поступил отзыв правительства на этот законопроект — отрицательный отзыв.

В кабмине пояснили, что реализация законопроекта потребует дополнительных финансовых затрат — на перестройку сайта госзакупок, где предлагается публиковать фотоотчеты. Кроме того, Вадим Харлов, как считают в правительстве, не описал стандарты фотофиксации.

В результате документ сняли с рассмотрения.

Сейчас, по информации СМИ, власти решили продлить сроки рассмотрения документа, чтобы все заинтересованные стороны могли предложить свои дополнения и в конечном счете принять законопроект — исполнить поручение президента.

Примечательно, что недостатки, подмеченные кабмином, уже рассматривались/обсуждались в том или ином виде.

В части доработки системы госзакупок — еще 1 сентября прошлого года в ОНФ объяснили, что в нынешнем виде она позволяет публиковать сканы документов, и размещение там фотографий не должно вызвать каких-либо затруднений.

К этому можно добавить, что на портале госзакупок регулярно размещаются архивы документов (.zip), и что мешает публиковать такие же архивы, но с фотографиями, непонятно.

Касательно стандартизации фотоотчетов. Здесь можно использовать уже имеющиеся стандарты в типовых контрактах.

В любом случае модернизация одного интернет-сервиса и разработка каких бы то ни было стандартов точно обойдется бюджету страны дешевле, чем многочисленные ремонты дорог.

Ведь только в Петербурге за 2018 год планируют отремонтировать по меньшей мере 95 дорог в рамках адресной программы за пять миллиардов бюджетных рублей. Годом ранее на эти нужды потратили три миллиарда. (Подробнее об этом в материале «Мойки78».)