Совладелец Fort Group Максим Левченко:

После трагедии в «Зимней вишне» предсказуемо началось обсуждение темы безопасности российских ТРК. Есть справедливые претензии и объективная критика, но хватает и популистских заявлений типа давайте вынесем ТРК за пределы крупных городов. 

Кроме того, депутаты Госдумы до конца весенней сессии намерены рассмотреть законопроект, запрещающий размещать кинотеатры, детские игровые зоны, выше второго этажа.

У Fort Group в управлении находится пятнадцать торговых центров — десять в Петербурге и пять в Москве. Я знаком с этими проблемами не понаслышке, каждый день много лет с ними сталкиваюсь. Это вопрос из разряда, почему бы, к примеру, кабину пилотов не перенести в хвост самолета?

На мой взгляд, в Кемерово люди погибли не из-за того, что долго спускались по коридорам и лестницам. Не сработала пожарная сигнализация, она была неисправна. Часть эвакуационных выходов была перекрыта. 

Система пожаротушения в «Зимней вишне», похоже, вообще отсутствовала. 

Большинство погибших (преимущественно — маленькие дети), скорее всего, задохнулись от угарного дыма в одном из трех залов кинотеатра. Они элементарно не сумели выйти из ловушки, поскольку о пожаре узнали слишком поздно.

Хотя при возникновении опасности показ фильма должен автоматически останавливаться, а через динамики ясно, чётко и громко звучать заранее записанное объявление с просьбой покинуть здание. Все должно быть отработано так, чтобы не создавать паники. 

Из двух других залов кинотеатра большинство посетителей выбрались самостоятельно.

«Зимняя вишня», скорее, паршивая овца, по которой нельзя судить обо всех ТРЦ. 

Современные торговые центры оборудованы всем необходимым для безопасности посетителей и персонала. Требования к пожарной сигнализации очень жесткие: при малейшем появлении дыма или повышении температуры в помещении идет предупреждение о возникшей опасности. Для этого по всему зданию вывешиваются датчики.

Обязательно предусмотрены средства дымоудаления, автоматического тушения, пожарные рукава, огнетушители, ну и так далее.

Здание делится на пожарные отсеки, препятствующие распространению огня, металл, из которого строится каркас, проходит специальную обработку, чтобы конструкции выдержали даже очень высокую температуру и не не обрушились. 

Схемы эвакуации находятся в зоне видимости в любом месте ТРЦ. Из всех частей здания на улицу ведут специальные эвакуационные коридоры и лестницы. Из любого помещения —магазина, фитнес-центра, детской игровой зоны, ресторана — есть два выхода, включая запасной.

Считаю, что на фоне трагедии не нужно заниматься популизмом и пытаться изобрести велосипед. Гораздо проще, а главное — эффективнее добиться от соответствующих государственных органов и управляющих компаний исполнения уже принятых законов.

В России приняты очень жёсткие требования по противопожарной безопасности при проектировании ТРК. Иностранные архитектуры, сотрудничающие с нами, плачут из-за количества ограничений, которых нет на Западе. А ведь кинотеатры, кстати, там тоже расположены на верхних этажах.

Поверьте, дело не в том, где посетители ТРЦ будут смотреть кино или кататься на коньках. 

Основные проблемы возникают в процессе эксплуатации здания. 

Системы безопасности нужно постоянно проверять, чинить, обслуживать. Если сигнал тревоги прозвучит вовремя, а персонал будет правильно обучен и сможет помочь людям, жертв наверняка удастся избежать. Когда же вся система не работает, спасения нет.

И не надо всю вину перекладывать на МЧС. Спасатели обязаны следить за соблюдением правил безопасности, но каждый день проверки ведь устраивать не будешь, в каждом коридоре пожарного с ведром воды не поставишь. Учебные тревоги тоже не панацея. Эвакуационные двери можно открыть для комиссии, а потом опять закрыть.

Одна из главных причин трагедии в «Зимней вишне» — разгильдяйство и непрофессионализм управляющей компании.

На мой взгляд, выход не в том, чтобы рубить хвост по кусочку и запрещать кинотеатры на верхнем этаже.

Должны работать институты страхования, независимые эксперты, которые до подписания страхового полиса на несколько миллиардов рублей производили бы освидетельствование на предмет безопасности здания, в том числе — пожарной. 

Позволю себе напомнить и то, что торговые центры — отнюдь не российское изобретение. Их придумали в США. Такой, знаете, айфон от торговли, где есть и музыка, и куча сервисов, и покупки.

Впрочем, уверен, что люди идут в торговые центры за ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ, ЭМОЦИЯМИ. Все имеет значение — цвет, музыка, запахи, дизайн.

Вопреки звучащим упрекам, кинотеатры и детские центры располагаются на верхних этажах не из жажды наживы. Вопрос зонирования пространства очень важен. Когда у тебя в торговом центре двести разных операторов, и у каждого свои требования и амбиции, нужно этот Ноев ковчег грамотно упаковать, так рассадив всех вместе, чтобы выглядело гармонично и естественно, не возникало ощущение беспорядка. Кто и где расположен — это отнюдь не банальный вопрос арендных ставок. Важно, чтобы армия арендаторов-операторов вместе работала и друг друга дополняла. 

Извините, но я не верю в легкость простых решений. Да, можно запретить показывать кино выше второго этажа или загнать все моллы за Можай. Только это не решит проблему безопасности посетителей. 

Вопрос не в проверках, а в рутинной работе управляющей компании. Системы нужно постоянно обслуживать, персонал обучать и тренировать. В компании должны быть стандарты, процедуры и контроль техники безопасности, как на море или в воздухе. Именно управляющая компания должна следить и требовать соблюдения правил безопасности многочисленных арендаторов. В этом и заключается ответственность и зрелость бизнеса.