Россияне входят во вкус благотворительности и добровольчества. О последних результатах опроса, проведенного в 80 регионах страны рассказал на конференции «Корпоративное волонтерство» в Петербурге гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.

В последнем исследовании участвовали 2 тыс. респондентов из 500 городов и 100 сел. Опрашивали их по телефону. Первый вопрос, какую безвозмездную помощь они оказывали в последние год-два. Выяснилось, что 72 процента опрошенных участвовали в благоустройстве территорий, 51 процент — непосредственно перечислял деньги нуждающимся, 47 процентов респондентов участвовали в сборе пожертвований в виде одежды и продуктов, 35 процентов — вносили деньги в благотворительные фонды, 28 процентов — помогали социально уязвимым группам своими профессиональными навыками, 22 процента — участвовали в благотворительных концертах и марафонах.

«У нас сформировалась социальная норма: участвовать — правильно, помогать — правильно, вкладывать деньги в помощь — правильно», — рассказал о распространении добровольчества по итогами опроса генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. По его словам, россияне стали воспринимать такого рода модель поведения — помогать, работать волонтерами — как правильную.

Он напомнил, что еще в 1990-е годы к тем, кто занимался меценатством и добровольчеством относились в лучшем случае как к чудикам, а в худшем — как к мошенникам. Ситуация в корне изменилась, и может измениться еще больше в ближайшие годы. 

Такие выводы ВЦИОМ сделал на основе опроса о планах россиян на участие в волонтерских и благотворительных акциях в ближайшее время. На вопрос о перспективе участия в программах помощи на безвозмездной основе или условиях волонтерства положительно ответили 68 процентов опрошенных. 49 из них скорее будут участвовать, 19 — будут участвовать безусловно. В выборке по возрастам, участвовать в благотворительности готовы 80 процентов россиян в возрасте от 18 до 24 лет. 73 процента положительно ответивших характеризуют свое материальное состояние как хорошее, 72 процента готовых поработать волонтерами — активные пользователи интернета.

«Установка о том, что не буду участвовать, постепенно превращается в маргинальную. В группе самой молодой — 80 процентов доля тех, кто намерен участвовать. То есть ценности нового поколения как раз очень благоприятствуют, им уже не нужно объяснять, что это правильно», — отметил Валерий Федоров.

Большинство тех, кто решил в ближайшее время участвовать в благотворительной программе или волонтерском проекте, готовы оказывать помощь нуждающимся вещами или продуктами. Так ответили 46 процентов респондентов. 34 процента согласны помогать финансово переводом денег, 27 процентов заявили о готовности присоединиться к волонтерским акциям, не направленным на конкретные группы — это благоустройство или, например, донорство. 18 процентов опрошенных согласны на личное участие — общение с теми, кто нуждается в поддержке, еще 11 процентов пойдут на благотворительные мероприятия без личного общения.

Кроме того, в волонтерских акциях своих работодателей участвовала треть сотрудников. По данным ВЦИОМ, в этой сфере есть огромный потенциал роста — до 80 процентов всех работающих россиян. Но пока с самим понятием «корпоративное волонтерство» знакомы только 26 процентов опрошенных.